Как обычно без всяких лирических отступлений, предисловий и "литья воды". По многочисленным просьбам начинаю цикл статей об особенностях дорожного движения вне пределов России. Пишу только о том, чего не знает первая страница Яндекса и Гугла.
С кого начать? С ближайшего к Питеру соседа. Итак, drivecraft.ru в Финляндии.
Первое: пакет документов, необходимый для пересечения границы на автомобиле\мотоцикле:
- Загранпаспорт с визой
- Водительское удостоверение*
- Свидетельство о регистрации ТС
- Зеленая карта (международная страховка)**
* Международное удостоверение для пересечения границы НЕ ТРЕБУЕТСЯ
** Зеленую карту иметь ПРИ СЕБЕ в момент предъявления документов на финском кпп (нашим пограничникам она даром не нужна)
Проехали кпп, въехали в Евросоюз. Сразу в глаза бросается то, что запрещающие и приоритета знаки имеют желтый, а не белый фон как у нас. Привыкайте, они не временные, а постоянные.
Теперь по поводу превышения скорости: расчет формулы допустимого превышения в Еврозоне такой: 10% от предельно допустимой скорости + 6 км\час. Т.е. если максималка 60 км\час, можем ехать 60 + 6 + 6 = 72 км\час. Стандартное ограничение:
- Город: 50
- Загородная трасса: 80-100
- Магистраль: 100-120
На магистралях левая полоса используется ТОЛЬКО для опережения. Будете ехать по ней, когда справа свободно - познакомитесь с местной полицией.
Обгон: если будете обгонять местных как в России, т.е. "впритирку" - они могут позвонить в полицию и нажаловаться на Вас. Во всех скандинавских странах водители очень сильно заботятся о большой дистанции между собой. Так что рекомендую обогнав автомобиль проехать еще метров 100 по встречной подальше от него, а затем уже вернуться на свою полосу.
Круговое движение: перед каждый въездом на круглый перекресток висит знак 2.4 Уступите дорогу. Соответственно, советую уступать. При въезде на круг включать правый указатель поворота не нужно, перед выездом - включить обязательно.
При движении по круговой развязке на трассе также не забываем пользоваться указателями (штраф 40 евро при невыполнении требования).
Остановка и стоянка: на трассах в 99% отсутствуют обочины как таковые, т.е. остановиться не получится. В городе стоянка и остановка разрешены только там, где висят хорошо знакомые нам по торговым центрам знаки парковки: . Либо есть разметка под машиноместа. Будьте внимательны, огромное количество платных мест даже на обычных улицах. Если на приборной панели не будет оплаченного чека - ждите под "дворником" квитанцию на 40 евро. Пример: Как прочитать: будние за деньги с 8 до 17, в субботу с 8 до 15. Воскресенье - бонус ) Ищем автомат, он обычно прямо на парковке стоит и оплачиваем.
Если знак такой: , значит можно бесплатно стоять не более 30ти минут. Чтоб полицейский знал, когда именно Вы поставили машину, рекомендую приобрести "парковочные часы" (паркингкиеке по-фински), стоят 1-2 евро, продаются на заправках или в Kioski. Ставим время на часах и кладем их на приборную панель*
* Время считаем по формуле: шаг в полчаса, т.е. если приехали и встали в 17-30 ставим 17-30, если в 17-31 ставим 18-00. Таким образом государство дарит до 29 бонусных минут )
Про равнозначные перекрестки: тут все достаточно туманно: местные мне объяснили так - если нет знаков приоритета, а перед тобой по границе пересекаемой улицы проходит полоска, выложенная кирпичом - считай, что ты на второстепенной и пропускай всех. Соответственно, если едешь и перед машиной справа лежит такая полоска - тебя пропустят. Вот только бы еще успеть эту полоску рассмотреть )
Штрафы: оплачиваем в любом банке Финляндии, если не оплатить, могут не дать визу в следующий раз.
Еще одна особенность состоит в том, что мы привыкли к очень широким многополосным улицам. В Финляндии же такое редкость. Так что морально надо быть готовым к повороту на крохотную улочку, которая на карте была обозначена как одна из основных в городе.
ВАЖНО: пользование "аварийкой" как способ сказать "спасибо" КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕДОПУСТИМ!!! Вас могут принять за сломавшийся автомобиль, и все будут шарахаться в стороны... ну кроме полиции разумеется: потом будете им рассказывать, что говорили спасибо.
Вот наверное то, на что надо обратить внимание, передвигаясь на автомобиле по Финляндии. Рассказывать о том, какие там все вежливые и добрые, не буду. Поедете, сделайте выводы сами. Да, вот еще что. Для тех, у кого проблемы с парковкой - надо учиться парковаться, в первую очередь параллельно и перпендикулярно, иначе штрафа не избежать.
Пишите на почту info@drivecraft.ru и выбирайте, о какой стране рассказать в следующий раз. На выбор: Германия, Австрия, Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Словакия, Словения, Сербия, Польша, Венгрия, Норвегия, Швеция, Дания.