Незаконный досмотр? Требуйте компенсации!
В каких случаях инспектор ДПС может досмотреть багажник и как это должно выглядеть? И как получить компенсацию за незаконный досмотр?

Досмотр автомобиля или водителя, а также личных вещей законодатель придумал для того, чтобы своевременно пресечь нарушение закона. Вот, к примеру, увидел кто-то из прохожих, как вы в багажник грузили что-то похожее на оружие. Звонок в полицию, и вот уже вас останавливает экипаж ДПС и вам предлагают показать содержимое багажника. Если вместо оружия вы перевозили тяпки и лопаты на дачу, вас отпустят с миром.

Но, как правило, инспекторы ДПС любят устраивать досмотры без всяких на то оснований. Просто из любопытства. Так какие права мы имеем и должны ли открывать багажник?

основанием для досмотра автомобиля является информация о нарушении закона. Проверить наличие таковой фактически невозможно. Поэтому расскажу, как именно должен выглядеть досмотр. Вполне возможно, что, показав свои знания, вы отвадите инспектора от надуманной проверки и сэкономите себе время.

Досмотр проводится без нарушения конструктивной целостности автомобиля. То есть инспектор не имеет права вскрывать, к примеру, обшивку салона или того же багажника. А вот досмотреть сам салон, как и багажник, вполне себе может. И препираться в этом случае нет никакого смысла. Тут главное, чтобы вся процедура была проведена в соответствии с законом. Например, проведение досмотра возможно при наличии двух понятых. К слову, можно и без оных, если у инспектора есть видеокамера и весь процесс снимается.

Причем досмотр возможен только после составления протокола о досмотре транспортного средства (а если водителя задерживают, то информация о досмотре автомобиля может быть внесена в протокол об административном задержании). Но в жизни все бывает проще, и порой инспектор предлагает открыть багажник без всяких протоколов, понятых и видеозаписей. Если вам нечего скрывать и вы не боитесь, что инспектор вам подкинет какую-нибудь запрещенку, можете показать содержимое багажника.

К слову, многие инспекторы говорят, что протокол не нужен, так как они всего лишь осматривают салон (багажник). А на это, дескать, не требуется никаких документов. Но в законе не предусмотрено такое действие, как осмотр. Если инспектора ДПС интересует содержимое салона или багажника, это самый натуральный досмотр, со всеми вытекающими.

 

Но если есть сомнения, требуйте составления протокола досмотра! Вряд ли инспектор захочет терять время на составление бумаги при отсутствии реальной необходимости в проведении проверки. Если же инспектор решил довести дело до конца и начал заполнять протокол, обратите внимание на следующее. Если инспектор составил протокол о досмотре, то водитель обязан выйти из машины. В протоколе указывается дата, время и место досмотра. Инспектор также вносит всю информацию о себе — должность, фамилия и пр. Описывается, какой именно автомобиль досматривается (марка, модель, регистрационный номер и пр.). Если при досмотре ведется фото- или видеосъемка, об этом также делается пометка, а запись прикладывается к протоколу. Протокол подписывается инспектором, понятыми (если досмотр проходил в их присутствии) и самим автовладельцем. Отказываться от подписи нет смысла. В этом случае в присутствии понятых будет сделана отметка, что вы не хотите ставить подпись, только и всего. Нет смысла и отказываться от получения копии протокола (ее вручают в обязательном порядке).

Такая же процедура и в случае досмотра самого водителя и его личных вещей. Нужно лишь иметь в виду, что личный досмотр могут проводить лица одного пола с досматриваемым. Инспектор-мужчина не имеет права досматривать женщину. Личный досмотр — это процедура в большей степени для обычных полицейских, инспекторы ДПС прибегают к ней в исключительных случаях.

Почему я рекомендую требовать составления протокола о досмотре? Дело в том, что за незаконный досмотр можно получить денежную компенсацию. Это прямо прописано в законе. Ведь если для досмотра у инспектора ДПС не было никаких причин (он просто решил вас «помучить»), такой досмотр будет считаться незаконным. Равно как и тот досмотр, который проводился без протокола и с нарушением оформления.

Поэтому, если вы потеряли много времени и нервов, то можете потребовать компенсировать понесенные издержки. Для этого, правда, нужно будет обратиться в суд с требованием о признании действий инспектора незаконными и потребовать компенсации.

 

 
29 января 2017, 21:25 Владимир Логинов
Штраф за езду без прав

Если вы не получали прав и сядете за руль, то штраф составит 5 000—15 000 руб. (исключение делается, разумеется, для учебной езды на автомобиле с соответствующими обозначениями). Мало того, на 30 000 руб. наказывается и собственник автомобиля, который передал управление лицу, заведомо не имеющему прав. Плюс, автомобиль подлежит задержанию.

Человека ранее лишили прав, а он всё равно сел за руль? Наказание будет уже серьёзней: штраф 30 000 руб. или арест на срок до 15 суток, или обязательные работы 100—200 часов. ТС задерживается. А вот если гражданин не имеет прав (или их лишён) и сел за руль в состоянии опьянения, то к нему может применяться административный арест на срок 10—15 суток (или штраф 30 000 руб. для лиц, в отношении которых не может применяться арест). ТС задерживается.

Просто забыли права дома? В  этом случае сотрудник ГИБДД должен выписать штраф на сумму 500 руб. или оформить предупреждение. Однако обиднее другое — машину отправят на штрафстоянку (часть 1 ст. 12.3 КОАП РФ). Причём никакого времени, чтобы доехать до дома и обратно, сотрудник ГИБДД не предоставляет. И тут всё просто — либо эвакуатор приедет раньше, либо вы.

28 января 2017, 22:19 Наталья
С какого возраста можно получить права?

Все зависит от категории.

— Категории «M» и подкатегории «A1» — с 16 лет.
— Категорий «A», «B», «C» и подкатегорий «B1», «C1» — с 18 лет.
— Категории «D», «Tm», «Tb» и подкатегории «D1» — с 21 года.
— Категории «BE», «CE», «DE» — лицам, имеющим категории «B», «C», «D», в течение не менее чем 12 месяцев (то есть фактически с 19 лет).
— Подкатегории «C1E», «D1E» — лицам, имеющим категорию «C», «D» либо подкатегории «C1», «D1», в течение не менее чем 12 месяцев.

При этом на категорию «В» и «С» можно учиться и сдавать экзамены с 17 лет (но при этом права начнут действовать только по достижении 18 лет). Ну а солдаты в армии могут получить категорию «D» или «D1» с 19 лет. Но при этом до 21 года они могут управлять лишь автомобилями, которые принадлежат Вооруженным Силам.

28 января 2017, 22:17 Наталья
Как не утонуть в машине

Как выбраться из тонущего автомобиля? В этом вопросе существует масса тонкостей и нюансов, не учитывая которые в этой самой воде можно остаться весьма надолго… навсегда...


Читать далее
26 января 2017, 22:58 Алексей Никифоров
Автосубсидии: половина бюджета

Минэкономразвития согласовало пакет предложений по господдержке автопрома в 2017 году. Как сообщает"Коммерсант", в проекте плана поддержки отраслей экономики на 2017 год, который в целом оценивается в 109 млрд рублей, на автопромышленность приходится почти половина - более 62 млрд рублей...

В частности, 17,5 млрд рублей планируется выделить на промышленные субсидии - компенсацию части затрат автоконцернов, связанных с производством машин. На компенсацию процентов по инвесткредитам более чем 30 автокомпаниям предлагается направить 7,4 млрд рублей. Объем субсидий по программе льготного автокредитования за 2015-2017 годы составит 10 млрд рублей и такую же сумму предлагается потратить на льготный лизинг.

Кроме того, предусмотрены расходы и на комплекс новых мер господдержки - целевые программы "Первый автомобиль", "Семейный автомобиль", "Российский фермер", "Русский тягач" и "Свое дело", запуск которых ранее анонсировался Минпромторгом. Сохранены субсидии на газомоторную технику и электротранспорт, закупку школьных автобусов и карет скорой помощи. На все эти статьи по плану должно быть выделено 17,4 млрд рублей.

Ранее Минпромторг готовил программу мер стимулирования автопрома более чем на 50 млрд рублей. Глава ведомства Денис Мантуров в конце ноября объявил, что программа обновления парка (госсубсидии на скидки при продаже новых авто с одновременной сдачей старых машин на утилизацию или в trade-in) сохранится на I квартал или первое полугодие 2017 года. Между тем в плане мероприятий господдержки отраслей на 2017 год этой программы не оказалось, отмечает "Коммерсант".

Дополнительно 13,7 млрд рублей должно получить сельскохозяйственное машиностроение. Средства снова направляются на субсидирование скидок на продажу новой техники. В 2016 году данная программа оказалась эффективной: выпуск сельхозтехники в денежном выражении за январь-октябрь вырос на 59%, превысив 70 млрд рублей.

26 января 2017, 22:44 Алексей Никифоров
Чем жил автопром в 2016 году: 10+1

Постоянный рост господдержки российского автопрома привел к тому, что в 2016 году на каждые 10 рублей, потраченные покупателями, государство выделяло отрасли еще 1 рубль, пишет "Коммерсант" со ссылкой на данные аналитиков...


Читать далее
26 января 2017, 22:44 Алексей Никифоров
Автосубсидии 2017

Объем адресных программ поддержки спроса на производимую в России автотехнику в 2017 году составит 17,4 млрд рублей, говорится в перечне мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в текущем году...


Читать далее
26 января 2017, 22:44 Алексей Никифоров
Медведи-попрошайки на трассе в Сибири
 

 

Новость не сильно свежая, но интересная...


Читать далее
26 января 2017, 22:44 Алексей Никифоров
Львы перекрыли дорогу

Отвлечемся от темы ОСАГО. Поговорим о прекрасном - о природе...


Читать далее
26 января 2017, 22:44 Алексей Никифоров
Президент РФ и ОСАГО

Да-да, это Вам не шуточки. В тему автострахования вмешался сам Президент России Владимир Путин!...


Читать далее
26 января 2017, 22:44 Алексей Никифоров
Регистрация