Перед прочтением данной статьи помните, что если вы не уверены в своих навыках вождения, то вы должны обратиться к частному инструктору, так как у него имеется опыт борьбы со страхами и зажимами, а автомобиль оборудован специальными дублирующими педалями, которые позволял сократить риск ДТП в процессе обучения до минимума!
Автомобиль является источником повышенной опасности и меры предосторожности в этом случае никогда не бывают излишними.
Основная трудность на дорогах с интенсивным движением заключается в том, что автомобили разделяет совсем небольшое расстояние, а это значит, что любой маневр одного водителя может сказываться сразу на значительном числе других участников дорожного движения. Когда транспорт движется сплошным потоком, водители не имеют возможности выбирать желаемый скоростной режим и ограничены одной полосой. Приходиться, также, мириться с минимальной интенсивностью разгона и торможения. В таких условиях каждое транспортное средство вынуждено поддерживать скорость движения общего транспортного потока.
Попытки двигаться с опережением могут создавать повышенную опасность, увеличивать расход топлива, утомлять и повышать психическое напряжение и нервозность. Когда же скорость движения окажется меньше скорости потока, ваш автомобиль превращается в препятствие для остальных водителей, так как выявить его в сплошном потоке машин крайне сложно.
При минимальном расстоянии между транспортными средствами каждое решение заведомо связано с какими-то трудностями. При желании выполнить перестроение или поворот, водителю придется, как можно более точно оценить обстановку на дороге и если опасности нет, то можно сигнализировать о своем намерении соответствующим образом. Хотя в плотном ряду значимость предупредительных сигналов возрастает многократно, не все водители ими пользуются. Маневр может создать проблему для других только лишь потому, что другие не были предупреждены о нем или сигнал поступил с опозданием.
Хорошо бы взять себе на вооружение правило, которое знает опытный инструктор по вождению: включать сигнал, только после того, как вы убедились в отсутствии опасности, затем действовать. На деле очень часто выходит по-другому. К примеру, движущееся по улице такси совершает торможение без видимых на то причин, и неясно, что последует за этим — будет ли оно останавливаться или просто на короткое время была снижена скорость движения, чтобы разрядить обстановку. Если же водитель такси притормаживает только лишь за счет двигателя, то стоп-огни не срабатывают. Вы вынуждены ждать, что же последует за этим. Ну вот, загораются огни торможения, и такси совершает остановку без предупреждения. Личным раздражением и возмущением в такой ситуации делу не поможешь. Даже желая объехать резко остановившийся автомобиль, может оказаться, что сбоку едут другие машины. Совсем неожиданно может получиться так, что вы сами станете возмутителем спокойствия на дороге, и в ваш адрес посыпятся неласковые замечания и упреки. И, как оказывается позже, сам виновник вашей нервозности уже уехал, и думать о других ему некогда. А требовалось от него лишь самая малость: включить указатель поворота и, таким образом, инцидент был бы предотвращен.
ПДД ясно указывают водителям на то, что подача сигналов указателями поворотов и перед остановкой, и перед началом движения с места, и перед перестроением является обязательным условием. Ни один сидящий за рулем человек не может этого не знать, так как инструктор по вождению в автошколе никогда не забудет это подчеркнуть во время занятий. Правда, нужно уточнить, что сигнал поворота нужен не во всех случая изменения направления движения. На дорогах с закруглениями и на крутых участках, перед которыми есть знак «Опасный поворот», такая необходимость отсутствует ввиду того, что перестроение здесь не производится, а лишь изменяется направление простирания самого дорожного полотна. Вспыхнувший сигнал поворота на таком участке может только ввести в заблуждение окружающих, которые могут подумать, что вы надумали сменить полосу.
Что-то похожее может происходить на перекрестках дорог с круговым движением. Следуя по «кольцу», сигнал подавать ненужно. Сигнализировать потребуется только при осуществлении поворота для выезда из «кольца». Нужно учесть, что поворот с «кольца» не всегда достаточно хорошо выражен, и тогда приходиться хорошенько подумать, как поступить. Если же сомнение остается, то сигнал поворота лучше все-таки включить. На развилке дорог можно действовать похожим образом. Когда одна дорога уходит немного вправо, друга — влево, тоже лучше включить соответствующий предупредительный указатель, чтобы другим было легче сориентироваться. Хорошо, когда уроки вождения предусматривают движение по таким непростым для водителя-новичка участкам дорог, тогда не нужно будет впервые учиться этому уже после получения прав, без чьей либо помощи и подсказок.
Отдельно следует подчеркнуть особенности движения на дорожных развязках в разных уровнях, например, типа «лист клевера». При съезде с дороги вправо, необходимо включить правый поворот, но если, двигаясь по хорде или дуге, автомобиль выезжает на иную дорогу, других водителей нужно предупреждать левым поворотным огнем о том, что машина вольется в поток с правой стороны.
Такой маневр, как опережение, связан с перестроением из ряда в ряд и требует оповещения других водителей, особенно при интенсивном движении на дороге. До того, как включить указатель, желательно взглянуть в зеркало заднего вида и, если по соседству показался приближающийся автомобиль, опережение придется отложить. Значит и сигнал поворота включать в данный момент нет необходимости. Преждевременное его включение лишь встревожит другого водителя и заставит нервничать от непонимания того, заметили вы его или нет. При перестройке рекомендуется следующая последовательность действий: зеркало — поворотный сигнал — начало маневра.
По окончании перестройки нужно тут же выключить указатель поворота. Те водители, которые на протяжении этого маневра оставляют специальный сигнал включенным просто не до конца понимают его назначение и поступают не грамотно. В этом случае, водителю, движущемуся во встречном направлении, очень трудно прогнозировать дальнейшее развитие событий, ведь может казаться, что водитель перед ним намеревается свернуть влево и нужно срочно принимать меры, чтобы подготовиться к этому. В общем, хорошо бы все действия выполнять максимально осмысленно без формализма, чтобы всех остальным водителям они были понятны.