В дорожно-транспортное происшествие попасть может, к сожалению, каждый. Но при аварии нужно постараться не впадать в ступор. Что же делать после того, как ДТП избежать, все-таки не удалось.
Первые действия после ужасного "бамс"
Хотя и правила дорожного движения, и бесчисленные рекомендации, и памятка к автострахованию ОСАГО расписывают все по порядку, вопросы появляются все равно. Какие же первые действия водителя после ужасного "бах", когда автомобиль развернуло, но автолюбителю, наконец, удалось остановить машину у обочины?
Первой включается аварийная сигнализация. Дальше выставляется знак аварийной остановки, как гласит пункт 2.5 правил дорожного движения. Следует помнить, что выставляется данный знак не меньше чем за 15 метров в населенных пунктах и за 30 метров во всех других случаях. Не пренебрегайте этим. Практика показывает, что в поврежденную машину, которая стоит у обочины, могут въехать еще раз только из-за того, что водитель не позаботился выставить аварийную остановку. Если этого знака у вас с собой нет, что вполне возможно (при проверке ТО его наличием не интересуются) – попробуйте обозначить место ДТП с помощью чего-нибудь яркого. К примеру, это может быть канистра. После, при наличии пострадавших, вызывайте скорую. Вы можете позвонить по единому телефону для вызова экстренной службы – 112, а также по старинке можете звонить 03. И только после этого уже нужно звонить в полицию.
Оформить мелкие аварии можно и самостоятельно
Нужно помнить, что самостоятельное оформление мелких аварий разрешается при соблюдении таких условий: при ДТП с участием двух автомобилей; при отсутствии пострадавших; при отсутствии споров о том, кто виновен; при наличии у водителей полисов ОСАГО; при сумме ущерба, не превышающей 25 тыс. рублей. В таких случаях водителям нужно заполнить извещения об аварии, которые вкладываются в полисы ОСАГО. Водителям нужно подробно описать произошедшее столкновение и зафиксировать повреждения, которые получили автомобили. По возможности лучше заснять всю обстановку, хотя бы на мобильный телефон. После всех этих процедур участникам ДТП нужно отправиться в свои страховые компании.
А вот когда водители не могут решить, кто виноват, необходимо подождать, пока приедет инспектор ДПС. Но что делать, если дорога, где случилось ДТП, пустынна, и полицию придется ждать очень долго? Тогда займитесь составлением схемы аварии самостоятельно, не забудьте зафиксировать, как располагались транспортные средства, и отправляйтесь искать ближайший пост ГИБДД.
Пока ждете инспектора, соберите доказательства
Однако лучше все же подождать приезда инспектора, чтобы аварию оформил именно он. Важно помнить о фиксации любых деталей, которые потом могут помочь установить, как произошло столкновение. Пока еще не приехал сотрудник ДПС, неплохо бы сфотографировать место ДТП и повреждения автомобилей. При наличии следов торможения, следов столкновения на дороге (отвалившихся частей, разбитого стекла) необходимо зафиксировать их на камеру.
Возможности современных смартфонов позволяют даже снять видео хорошего качества. Если есть свидетели ДТП, нужно записать их номера телефонов. Посмотрите вокруг – этот участок дороги, вполне возможно, оснащен камерами: или камерами слежения за движением на дороге, или камерами, установленными коммерческими структурами (например, на входе в магазин). Не забудьте в своих пояснениях упомянуть о наличии этих камер. В общем, нужно как можно больше собрать доказательств на тот случай, если вам инкриминируют нарушение ПДД.
Процедура оформления дорожной аварии
Даже если долго ждать, инспектор ГАИ все же приедет. В обязанности сотрудника ГИБДД входит составление схемы происшествия, опрос водителей машин, установление наличия свидетелей. Свидетели или дают пояснения, или оставляют свои данные, чтобы их опросили позже. Согласно пункту 210 и пункту 215 приказа МВД, выданного 20.03.2009, инспектор обязан сделать запись всех деталей столкновения, а после этого получить от всех участников ДТП подпись на этих записях.
Перед тем как подписывать, прочитайте, что там написано. Если вы заметили какое-то несоответствие, не стесняйтесь изложить свое замечание, и пишите на этом же листе. В случае, когда инспектор запрещает дописывать замечание, вы можете написать его в своем объяснении. И еще, нужно обязательно указать, что у вас есть доказательства вашей невиновности, к примеру, фото, видео, показания свидетелей, запись с видеорегистратора. В общем, если вы считаете, что невиновны в ДТП, нужно сразу заявить об этом сотруднику ГИБДД.
В основном, инспектора ГИБДД решение о том, кто виноват в ДТП и нарушил ПДД, выносят на месте аварии. Сразу оформляется постановление по делу об админнарушении. Когда участники ДТП отрицают выводы инспектора о нарушении ПДД, тот обязан составить протокол, в котором указывает предполагаемого виновника, и передать документы на рассмотрение группы разбора. Для перенесения разбирательств с дороги в кабинет, вам нужно указать в протоколе, что вы своей вины в случившемся ДТП не видите и нарушение, которое вам вменяют, отрицаете. Это условие является необходимым, если вы собираетесь защищать свою позицию в подразделении Госавтоинспекции, где и предстоит присутствовать на "разборе полетов".
Как вести себя на "разборе полетов"?
Российский Кодекс об админнарушениях четко прописывает, как дело должно рассматриваться в ГИБДД. Вам назначат определенное время и пригласят в кабинет, а там уже материалы, которые составлялись на месте ДТП, будут рассмотрены инспектором. И потом он должен решить, кто из водителей является нарушителем ДТП. Не забывайте, что согласно КоАП вы можете просмотреть материалы дела, представить доказательства и дать свои объяснения, а также прибегнуть к помощи защитника.
Рассматривать дело имеют право только в присутствии того, на кого был выписан протокол на месте аварии. Когда и во сколько будут рассматривать дело, пишут в протоколе. Потому, если не посетить подразделение Госавтоинспекции в указанное время, можно не удивляться, что решение было принято без вашего присутствия.
Чем больше соберете доказательств, тем лучше для вас
Когда рассматривается дело, вы должны предоставить максимальное количество доказательств, которые подтвердят вашу невиновность. В основном, это показания свидетелей, фотографии и видео. Ошибкой многих водителей становится устная просьба к сотруднику ГИБДД о приобщении доказательств к делу. Позже становится ясно, что инспектор просьбу не выполнил, потому основой для решения становятся только имеющиеся в деле материалы.
Предотвратить такое возможно, просто приготовив заранее письменное заявление. Если вы уверенны, что обстоятельства ДТП можно выяснить благодаря экспертизе, просите, чтобы ее провели, но только в письменном виде. Рассмотрев такое ходатайство, сотрудник ГИБДД должен ответить заявителю сразу, тоже в письменной форме. Об этом гласит статья 24.4 КоАП. Вам же будет лучше, если вы представите как можно больше доказательств того, что вы невиновны в ДТП.
Если количество предоставленных доказательств оказалось недостаточным, и вас считают виновным в нарушении ПДД, а вы согласиться с этим не можете, вам следует подать жалобу. Жалобу рассмотрит либо вышестоящая инстанция ГИБДД, либо суд. Это займет 10 дней.
Несколько советов от опытных юристов
1. Если после ДТП вы не можете дать адекватную оценку случившемуся, откажитесь от показаний. Сделаете это позже в спокойном состоянии, когда вы вспомните все обстоятельства аварии. Согласно статье 51 Конституции России вы можете не свидетельствовать против самого себя.
2. Никогда не стоит подписывать незаполненные объяснительные листы или пустые схемы ДТП, пусть даже у инспектора ДПС совсем нет времени, и он дает обещание заполнить все правильно, но позже.
3. Проводить замеры и составлять схему ДТП инспектор обязан только в присутствии водителя, как одного, так и другого.