Как избежать аварии? Двигаться по правилам (ПДД) или ездить по принципу "делай как все"? А может, подойти к Правилам "творчески"? Гаишника рядом нет – нарушай! Если не пойман и не наказан ?! Есть еще правило "трех Д" – "дай дорогу дураку". Какой же способ вождения предложить новичку? Как автоинструктор я должен дать четкий совет,- конечно же по правилам. Но пожалуй, ни один из перечисленных способов на 100% вряд ли подойдет.
Изучение богатой литературы по этому вопросу не даст большого эффекта: большинство книг написано сухим языком учебника, объемны и напичканы формулами, выкладками с векторами физических сил, действующих на автомобиль при разгоне, торможении, на повороте, в заносе, а также научными рассуждениями на эту тему. Я не знаю никого, кто научился бы грамотно ездить с помощью подобных книжек и пособий, а тем более освоил приемы скоростного вождения, управляемого заноса и другие, позволяющие подняться над средним водительским уровнем. Чаще запоминаются простые и однозначные советы, которые кочуют в среде водил из поколения в поколение. Многие также пользуются примерами из собственного опыта, иногда, плачевного и не правильного. Так же очень важно, каким был первый в жизни новичка учитель или автоинструктор.
Итак, напомню: ПДД – это официальные правила движения транспортных средств. Они едины на всей территории России, и нарушение их влечет административную ответственность. Правила необходимо не просто изучить, но частично выучить наизусть и обязательно иметь на борту, дабы аргументированно доказывать свою правоту при конфликтах с гайцами или при ДТП. К сожалению, функции Правил этим и исчерпываются. Изучение ПДД – необходимое, но, увы, недостаточное условие для уверенного и безопасного движения. Основное внимание нужно уделить правилам вождения. В отличие от ПДД, эти неписаные правила имеют свои фишки, едва ли не для каждого населенного пункта. Те, кто соблюдает правила вождения (и конечно ПДД), ездят десятки лет без аварий . Попутно замечу, что есть и такие, для которых три, четыре аварии в год – не предел - обычное дело.
Правила вождения своеобразно дополняют ПДД с учетом "исторически сложившихся" особенностей езды в конкретном населенном пункте, численности его жителей, характера застройки и состояния дорог. Поясню это. Какие проблемы у автомобилиста-Питерца? Пробки, соль, скоростной предел, люки на дороге, куча гаишников и дорогих иномарок, бестолковая организация движения в ряде мест, множество светофоров (иногда неработающих), знаков и ситуаций, требующих знания ПДД в полном объеме.
Легко понять, что для тех, кто проживает в деревне , состоящей из ста домов, такие проблемы просто неведомы. Теперь представим, что житель этой деревни, допустим, хорошо знающий ПДД поедет по делам в Питер. А Питерец, не новичок, направится на отдых в эту деревню. Вероятность попасть в аварию у этих людей непременно возрастает. У первого – из-за обилия машин, необходимости моментально и правильно принимать решения, а также незнания некоторых существующих в городе негласных "соглашений" между водителями частного, общественного транспорта и пешеходами, характерных только для Питера. Ну а в деревне? Не удивляйтесь – тоже. Скажем, "максимальная скорость в населенном пункте" определяется не ПДД, а качеством дороги, пешеходы ,а кое-где и стадо коров, уверены в своем приоритете, светофоры, как и гаишники, отсутствуют, а звуковые сигналы подавать не рекомендуется из-за того, что пугаются коровы. Канализационных люков нет, но есть куры, которых можно ненароком передавить, а в невзрачной на вид лужице сядешь по самые мосты на полдня… В небольших городах и поселках свои правила вождения. Описать их применительно ко всем городам и весям практически невозможно, а потому советую начинающему водителю изучить правила вождения той местности, где он собирается эксплуатировать машину. И, что не менее важно, оценить поведение своей машины во всех режимах движения, в том числе и экстремальных, -что можно сделать с помощю инструктора.
После того, как получены "права", машина, можно приступить к вождению сначала в малолюдных местах, желательно на всякий случай с напарником, а лучше с инструктором. На заднем стекле приклейте значёк "!". Время, в течение которого начинающий переходит в разряд относительно опытных автолюбителей, определяется индивидуальными способностями и теми знаниями, которыми его "снабдили" учителя. В любом случае, пока вы не почувствуете уверенность за рулем, выезд на дороги с интенсивным движением крайне нежелателен.
Полностью освоившись с управлением, стоит определиться с возможными маршрутами поездок ,например: каждый день на работу, только по выходным на дачу, раз в год к теще на блины или же частный извоз день и ночь. Желательно также определиться с временамигода езды-круглый год или только в летний сезон. Исходя из тех или иных задач, можно "накатать" определенный маршрут, не стесняясь выспрашивать у "бывалых" правила вождения на нем, пути объезда в случае пробок, расположение постов ГАИ и даже больших ям. Особенно это актуально для жителей крупных городов и тех, кто часто ездит по маршруту город–трасса–область. В деревнях и поселках основное внимание стоит уделить безопасному проезду железнодорожных переездов. Проконсультируйтесь со знакомыми автомобилистами, по какой схеме работают шлагбаумы и светофоры, поскольку такая инфа иногда отличается от общепринятой, установленной в ПДД.
Если вы настолько уверены в себе, что решились ездить круглый год, а не только летом, нужно оценить поведение машины во всех режимах, вплоть до экстремальных, разумеется, в безопасном месте, лучше где-нибудь на площадке или пустыре, исо знающим человеком. Вы должны знать о своей машине все, чтобы она не преподнесла вам сюрпризов,- ее поведение в ваших руках должно быть полностью предсказуемо. И не бойтесь при этом поломок: негодным комплектующим и узлам туда и дорога.
В итоге несколько простых и легко запоминающихся советов, которые, что называется, переходят от отца к сыну. Итак:
# по возможности никогда не двигайтесь за общественным транспортом в крайней правой полосе;
# обгоняйте впередиидущее транспортное средство, только находясь в пределах полос для движения в данном направлении,-не выезжая на встречку;
# не стоит двигаться накатом в любых условиях в период с ноября по март,- для машин с МКПП.
# тормозите (кроме экстренных случаев) в два этапа: за 100–200 м до остановки тискаем на педаль тормоза, вы задними фонарями проинформируете следующего за вами водителя о необходимости держать дистанцию. Непосредственно перед остановкой производится однократное торможение.
# при торможении обязательно посмотрите в зеркало заднего вида;
# при первых признаках неисправности машины включайте аварийную сигнализацию, потом разбирайтесь, в чем дело;
# проверяйте и своевременно заменяйте лампочки в указателях поворота и стоп-сигналах;
# ветровое и заднее стекла, фары, задние фонари и номерные знаки всегда должны быть чистыми;
# как только "дворники" начнут не чистить а "мазать" - меняйте "дворники";
# тот, кто намерен ездить круглый год, должен заранее готовить машину к зиме: заменить резину, масло, подзарядить аккумулятор, проверить исправность "дворников", "печки" и т.д.
# не стесняйтесь сбавить скорость вплоть до полной остановки, если у вас возникли проблемы с управлением машиной (например, на скользкой дороге), работой отдельных ее систем (погасли фары, замерли "дворники") или вы просто потеряли ориентировку;
# при каждом, маневре сообщайте об этом другим водителям, даже если их нет поблизости, указателями поворота;
# с наступлением сумерек, при плохой видимости сразу же включайте ближний свет фар, даже если вам все хорошо видно и без него. Касается машин без "авто" включения фар. С 2010 года мы должны в любое время года и суток, ездить с ближним светом фар, или ходовыми огнями, если они есть. Штраф за не выполнение 1000 руб.
Учите ПДД и не стесняйтесь спрашивать правила вождения у более опытных – это сбережет немало нервов, времени и… денег. Или приходите, все расскажу более подробно. Всем удачи на дорогах !!!