17 марта 2017 года Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении закон о преимущественном возмещении ущерба владельцам транспортных средств по ОСАГО в виде ремонта автомобиля вместо денежных выплат. Он вступит в силу через 30 дней после официального опубликования.
Итак, с момента вступления закона в силу выплата компенсаций по ОСАГО автовладельцам, автомобили которых пострадали в ДТП, будет осуществляться натуральным образом – в виде ремонта пострадавшего авто. Эта норма будет касаться только физических лиц и только в отношении новых договоров ОСАГО.
Выплата деньгами допускается в случаях, к которым относятся:
- полная гибель автомобиля (не подлежит ремонту);
- превышение стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО (в настоящее время это 400 тыс. рублей) в случае, если потерпевший не согласен доплачивать за ремонт;
- гибель потерпевшего в ДТП;
- причинение среднего или тяжелого вреда здоровью потерпевшего;
- потерпевший в ДТП – инвалид.
В принципе, страховая компания может войти в положение потерпевшего и компенсировать ущерб деньгами, но лишь в том случае, если она сама согласится сделать это. Потерпевший требовать денег от страховщика при отсутствии указанных выше обстоятельств больше не может.
Есть, правда еще одно условие, когда автовладелец вправе требовать от страховой денежных выплат. Это возможно в том случае, если страховщик не может предоставить потерпевшему ремонт на СТО, отвечающей требованиям, которые предъявляет к ней закон. То есть, если страховая отправляет вас к дяде Васе, который берет «халтурку» на дому (или в гараже напротив), вы можете с полным основанием отказаться от такого ремонта и потребовать денег
Согласно новому закону, ремонт по ОСАГО должен осуществляться только с использованием новых комплектующих. Допускается исключение в виде б/у или восстановленных запчастей, но лишь в том случае, если автовладелец «дал добро» на их использование при ремонте.
Срок ремонта автомобиля по ОСАГО не должен превышать 30 рабочих дней, а сам автосервис, куда страховая направляет потерпевшего, должен находиться не более чем в 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего.
Потерпевший может сам выбрать СТО для ремонта его автомобиля, но из списка, предложенного ему страховщиком. Если автовладелец хочет ремонтировать свое авто в сервисе, у которого не подписан договор со страховой компанией, он может сделать это лишь по письменной договоренности со страховщиком.
Страховая компания обязана отправить автомобиль, возраст которого не превышает двух лет, и находящегося на гарантии, на ремонт официальному дилеру марки. Если в списке партнеров страховой компании его нет, а на другую мастерскую автовладелец такого авто категорически не согласен, в этом случае страховая компания также должна выплатить ему компенсацию деньгами.
Гарантия на ремонт по ОСАГО составляет 6 месяцев, на кузовные и покрасочные работы - 12 месяцев. Ответственность за некачественный ремонт несет страховая компания. Если на организацию ремонта отдельной страховой будет поступать много нареканий и жалоб, Банк России имеет право ограничить право компании на натуральное возмещение ущерба и обяжет ее рассчитываться с потерпевшими деньгами.
При натуральном возмещении по ОСАГО потерпевшему не придется доплачивать за износ запчастей (замену старых деталей на новые). При денежном возмещении разница в стоимости новой и бывшей в употреблении детали (износ), так же, как и ранее, будет вычитаться из выплаты.
Закон также предусматривает применение системы прямого возмещения убытков (ПВУ) в случае так называемого «коллективного ДТП» (это когда в аварии более двух машин). ПВУ предусматривает обращение потерпевшего по ОСАГО к своей страховой компании и тот самостоятельно осуществляет взаимодействие (урегулирование выплат) со страховой компании виновника ДТП.
Кому это надо?
Напомню, главная цель реформы ОСАГО – сделать «хорошо» страховым компаниям, которые дружно жаловались на убыточность ОСАГО и на «проклятых» автоюристов, которые через суды вытягивали из них последние «соки» (в смысле, деньги). Страховщики боролись с этим как могли – уходили из регионов, где автоюристы действовали наиболее активно.
В связи с этим, в отдельных субъектах РФ возник дефицит полисов «автогражданки» и водители в прямом смысле оставались без защиты – были вынуждены ездить без полиса ОСАГО, боясь «нарваться» на штраф ГИБДД, или связывались с мошенниками, торгующими «липовыми» полисами.