Во многих развитых странах мира водительское удостоверение имеет особую ценность. Например, в Австралии, Новой Зеландии, Канаде и США из-за массового распространения автомобилей этот документ де-факто заменяет внутренний паспорт. Иметь его при себе, будучи за рулем, необходимо в большинстве развитых держав.
Исключение — Великобритания, где права потребуют представить в полицию в недельный срок лишь в случае нарушения. Подобный либерализм можно объяснить разве тем, что именно у англичан самый большой опыт обучения будущих водителей — первая автошкола открылась в Лондоне без малого сто лет назад. И есть к чему готовиться.
Тест на права сложный: 50 вопросов за 57 минут (многие подразумевают два или более правильных ответа), предел допустимых ошибок — 14%. Тесты на правильную реакцию (14 роликов по минуте каждый) имитируют повседневные дорожные ситуации: необходимо точно и быстро распознать аварийную и набрать не менее 44 баллов из 75 возможных; не успел — выбыл. Потом еще и практика, в ходе которой достаточно одной серьезной ошибки, чтобы провалиться. А перед поездкой попросят прочитать номерной знак, удаленный на 20,5 м, — для проверки зрения.
Кстати, это требование английского протокола, равно как и многие другие, распространяется и на бывшие английские колонии, например Пакистан и Индию. Здесь для получения полноценной лицензии придется пройти двухлетний испытательный срок безаварийной езды с юношескими правами. В Англии, как, кстати, и в Японии, выдают права на вождение только машин с автоматической трансмиссией, официально именуемых «двухпедальными», — в этом случае экзамен также проведут на автомобиле с автоматом.
В Америке без автомобиля ты не человек. Немудрено, что здесь разрешено водить уже с 14 лет. В штатах с низкой плотностью населения, таких как Южная Дакота, Аляска, Арканзас, Айдахо, Айова, Вайоминг, Монтана, Мичиган, в этом возрасте можно получить учебные права, сдав лишь теорию. Они, правда, накладывают некоторые ограничения — например, на перевозку людей, буксировку прицепов, вождение крупногабаритных автомобилей, а также езду в темное время суток и часы пик. Но многие барьеры могут быть сняты по ходатайству учебного заведения (школы), медучреждения или работодателя, если, например, начинающий водитель не успевает вернуться домой после занятий до темноты или ему необходимо в часы пик возить на процедуры родственника и т. д.
С наступлением шестнадцатилетия при наличии годового опыта езды с учебными правами можно перейти на следующую ступень и получить так называемую ограниченную лицензию с расширенными возможностями. Таким образом, 18-летие, возраст обретения полноценного документа, большинство соискателей встречает, уже имея опыт вождения.
Человек «с улицы» для того, чтобы получить права, должен пройти курс, включающий в себя 30 часов теории (правила, устройство автомобиля) и 36 практики, в том числе 18 часов за рулем, 12 ч. на штурманском месте и 6 часов наблюдений за другим водителем и инструктором с заднего дивана. Затем — тест на знание правил, которые, кстати, могут различаться от штата к штату, а также экзамен по вождению. Общие затраты — 130–150 долларов. Неудивительно, что многие европейцы приезжают в США, чтобы сэкономить на водительском удостоверении.
В Европе право на вождение автомобиля доступно гражданам с 18 лет. Однако, сдав теорию, можно получить учебные права уже с 16 лет и водить автомобиль в компании с инструктором или водителем, обладающим пятилетним стажем. Система экзаменов требует серьезной подготовки и в целом похожа на английскую, но с региональными особенностями. Так, например, в Скандинавии введен курс по управлению автомобилем на скользких покрытиях.
В Германии есть курс первой помощи, который проводит Красный Крест. А в Швейцарии с 2005 года все постоянные права имеют трехлетний срок действия, по истечении которого водителю придется пройти двухдневную учебу; по ее итогам ему либо продлевают права либо, в случае грубых нарушений, заставляют повторно проходить те или иные программы. С 2013 года вводится единый стандарт водительского удостоверения для всех стран-членов ЕС, а также России. Это пластиковая карточка типа кредитной, в которую впаян чип с антропометрическими данными водителя, историей нарушений и т. д.
( По материалам автообзоров)