Автокресло.
Каждый автолюбитель понимает, что безопасность пассажиров стоит на первом месте. А если пассажирами являются маленькие дети, так это еще большая ответственность. И, учитывая статистику исследований, мы видим, что детское автокресло может сохранить жизнь ребенку при ДТП. Поэтому, купить автокресло ребенку должны каждые родители, и в этом мы сейчас вам поможем.
1. Посмотрим на цифры статистики.
Прежде чем начинать учить, как выбирать автокресла для своего малыша, скажем о статистике риска при ДТП. Обычный ремень безопасности спасает человека в 45% случаях. И это показатели для взрослого человека. Ребенок же, пристегнутый обычным штатным ремнем доводит эти цифры к нулю. Притом, даже, когда малыш очень маленький и его держит на руках мама, он никак не застрахован от опасности. Даже при резком торможении на скорости 20 километров в час, ребенка никто не сможет удержать в руках, так что про аварийные ситуации на обычной скорости 60 км/час и говорить не стоит, это всегда несчастный случай. Но когда установлено автокресло для малыша, тогда процент сохранения здоровья из нуля доходит до 54% для детей старше трех лет и целых 71% для грудничков. И это не сказки, а реальность. Поэтому оцените разницу между нулевыми шансами и 71 процентом и задумайтесь, стоит или нет покупать автокресло для своего ребенка? Правильно, покупать надо незамедлительно! И поэтому внимательно читаем данную статью, чтобы знать, как выбрать детское автокресло правильно. Ведь купить без знаний этот предмет никак не получится. И плохое автокресло приравнивается к его отсутствию вообще, а значит, и шансы сохранения здоровья в экстренных ситуациях снова тянет к нулевым показателям.
2. Классификация детских автокресел по группам.
Мы, как всегда, очень подробно расскажем все нюансы выбора, но прежде чем начать, укажем на разновидности детских автокресел. Данные характеристики были разработаны для эффективного подбора нужных моделей, поэтому приблизительную ориентацию стоит начинать именно с оценки типа. Производятся все автокресла относительно нескольких параметров: возраста, веса и роста ребенка. И для оптимального выбора группы, стоит брать во внимания все три показателя, особенно, если ваш малыш выходит за рамки веса или роста для своего возраста в ту или другую сторону.
Еще добавим, что на сегодня, в мире существует пять основных групп детских автокресел и три второстепенные. Первые пять, предназначены на пять возрастных моментов жизни ребенка от рождения до 12 лет. То есть, заботливым родителям, надо купить пять (точнее – четыре, о чем узнаем позже) разных автомобильных кресла по мере роста ребенка. Но для многих это большие растраты, так как автокресло не дешевая покупка. Именно поэтому, были внедрены еще дополнительные типы – второстепенные, которые и позволяют экономить. Конечно, безопасность превыше всего, но если денег в семейном бюджете ноль, можно таким способом и снизить затраты. Это ведь лучше, чем покупать дешевые автокресла или б/у модели. Что выбрать, это уже дело каждого, ведь пять детских автокресел порой стоят дороже самого автомобиля. Поэтому начнем классификацию, и лишь после это каждый сможет для себя решить, что покупать в обязательном порядке, а от чего можно и отказаться.
2.1. Автокресла группы 0.
Детская автолюлька группы 0.
Часто группу «ноль» называют еще автолюлькой. Автокресла данной группы очень напоминают детскую люльку и чаще всего закрепляются на заднем диване автомобиля в боковом положении (реже перпендикулярно дивану, но в таком случае только спиной к движению). Возраст детей для группы 0 составляет от рождения до 9 месяцев. Вес не должен превышать 10 кг и роста 75 см. Притом всегда стараемся не доходить критично под указанные параметры и уже при весе 9 кг или росте 70 см думать о замене автокресла на новое. Плюсы нулевой группы в очень хорошей защите головы, также радует широкий, мягкий ремень, опоясывающие ребенка. Крепится автолюлька двумя штатными ремнями безопасности (помним, что они не везде есть). Минусы группы «ноль» – такие автокресла не всегда полезны ребенку, так как малыш находится постоянно в горизонтальном положении, да и «боковая» ориентация не такая и безопасная. По краш-тестам, про которые подробнее мы еще расскажем, автокресла типа 0 не очень безопасные модели и подходят они больше для малышей, которых забирают из роддома. В целом для новорожденных лучше покупать автокресла типа 0+, о них речь пойдет далее.
2.2. Детские автокресла группы 0+.
Автокресло группы 0+.
Самая популярная группа кресел для детей возрастом от рождения до 15 месяцев – автокресла группы 0+. В таких креслах можно перевозить малышей весом до 13 кг, возрастом до 15 месяцев и ростом до 75 см. Но если ранее мы сказали, что лучше малыша не доводить до предельных характеристик и менять автокресло стоит чуть раньше, то в случае перехода с группы 0+ к группе 1, замена идет впритык. Сейчас объясним, почему не стоит уже в 9 месяцев менять автокресло. Ориентация детского автокресла группы 0+ «спиной к движению». Начиная с группы 1, ориентацию идет «в направлении движения» авто. И до 1 года лучше этого не менять, ведь ребенок в таком возрасте имеет очень хрупкую шею и довольно таки массивную голову, и при лобовых столкновениях (это зачастую и происходит) или торможении, намного эффективнее уберечь жизнь ребенка именно усадив его спиной к движению. Поэтому до 1 года минимум не стоит задумываться о замене автокресла на следующую группу 1. Только автокресло типа 0+ убережет грудничка, ведь тут он оптимально уложен в полусидящее положение, имеет надежные трех- или пятиточечные ремни безопасности и четко прикреплен к самому автомобилю (ремнями безопасности или системой ISOFIX). И еще, в случае 0+ мы получаем плюс в удобстве переноса ребенка вместе с креслом. Эта группа зачастую формируется именно с удобством переноса ребенка без извлечения его с люльки. Здесь и ручка часто имеется, и вес оптимально подобран. То есть, стоит уложить ребенка в автокресло утром и целый день (конечно, с перерывами, чтоб не засиживался) можно кататься по всем делам, в магазины, кормить, играться, гулять в парке, а это поистине облегчает жизнь мамы. И только после годика, уже задумываемся об автокресле типа 1.
2.3. Автокресла для детей группы 1.
Автокресло для ребенка группы 1.
Когда ребенок достиг возраста 9 месяцев (а желательно минимум 1 года), веса 9 кг или превысил рост 75 см, начинаем выбирать детское автокресло группы 1. Оно прослужит уже дольше: до веса 18 кг, возраста 4 годика и роста 98 см. Крепится тип 1, как и предыдущий, штатными ремнями или системой ISOFIX, внутри автокресла имеется свой пятиточечный ремень безопасности. По сути, все почти тоже, что и для типа 0+, только тут уже обязательно должно присутствовать регулировка наклона спинки (для бодрствования и сна) и устанавливается данный тип уже лицом к движению (ведь малышу уже очень интересно видеть происходящее). При выборе типа 1 важно помнить лишь одно, ребенок должен быть старше 1 года, это самое главное правило. И это последний тип автокресел, который должен иметь свои внутренние ремни, дальше – дети пристегиваются штатными ремнями, как взрослые.
2.4. Детские автомобильные кресла группы 2.
Автокресла группы 2 имеют границы: 15-25 кг, по возрасту – 3-6 лет и росту – не выше 120 см. Крепится такое автокресло аналогично предыдущим типам, имеет регулировки спинки и подголовника, сам ребенок закрепляется уже штатными ремнями. Задача таких кресел обезопасить ребенка от скатывания вбок и для правильного прилегания спины и головы к сидению, а также, для удобства. На обычном сидении дети не видят хорошо дороги, но им же хочется смотреть, а с детским автокреслом, которое предназначено и для такого, удается видеть всю дорогу без помех. Одновременно, только приподняв ребенка при помощи автокресла штатный ремень безопасности пройдет правильно через грудную клетку, иначе – косой ремень пойдет вдоль шеи, что однозначно смертельно опасно в случаях ДТП.
2.5. Детские автокресла группы 3. Бустеры.
Модель детского автокресла группы 3.
Все, что касается типа 2, относится и к третьему типу, поэтому укажем здесь только критерии относительно параметров человека. Итак, возраст для типа 3 – 5-12 лет, вес – 22-36 кг, рост – не выше 135 см (если выше, детскими автокреслами уже можно перестать пользоваться). Но еще важный момент, такие кресла больше напоминают подушку, то есть это так называемые бустеры. Встречаются такие модели и во второй группе, и частенько в моделях 2-3.
2.6. Автокресла группы 2-3.
Детское автокресло группы 2-3.
Как было сказано ранее, кроме стандатных пяти групп детских автокресел, производители изготавливают гибридные модели, которые имеют более широкие возрастные характеристики. Самой популярной является группа 2-3, которая охватывает второй и третий стандартные типы. То есть, эти кресла предназначены для детей 3-12 лет, с весом 15-36 кг. Но сравнивать с группами 2 и 3 в отдельности такие модификации тяжело. Тут чаще всего отсутствует регулировка наклона, автокресла закрепляются штатными ремнями и по мере роста ребенка регулируются размеры подголовника. Но как альтернатива при небольшом семейном бюджете такой выбор оправдан.
2.7. Детские автокресла группы 1-2-3.
Автокресло для малыша группы 1-2-3.
Тип 1-2-3 еще более оптимальный для экономии, но наряду с этим и менее практичный. Диапазоны использования таких кресел: 3-36 кг или 9 месяц – 12 лет. Но как уже упоминали, до 1 года лучше автокресла с установкой лицом «по ходу движения» не использовать. Отличия между группой 2-3 в дополнительных пятиточечных ремнях, которые при достижении веса 15-18 кг отстегиваются и уже идет переход на штатный ремень безопасности. Также, тут присутствует небольшая регулировка наклона, но даже с такими явными попытками сделать полноценное автокресло для маленького ребенка, оно остается плохим выбором для поездок. По крайней мере, для путешествий его лучше не использовать, так как неудобство каждый ребенок прочувствует уже через несколько часов езды на нем, что приведет к капризам.
2.8. Другие типы автокресел.
Мы назвали самые популярные группы детских автокресел, но есть и другие. Например, тип 0+/1 для детей до 4 лет или 18 кг. Но большинство специалистов посоветуют пользоваться только группами 0+, 1, 3 и 2-3 (а найти модели 0 или 2 часто просто невозможно из-за малой популярности). Они самые оптимальные и безопасные. Правда, это только начало выбора хорошего автокресла, нюансов еще множество.
3. Стандарт ECE R 44/04.
Европейский стандарт ECE R 44/04.
В 1982 году в мире появился Европейский стандарт ECE R 44. Это был первый евростандарт ECE R 44/01 для сертификации детских автокресел. Кресла, которые прошли сертификацию ECE R 44 считались самыми надежными, ведь такая метка значила, что данная модель автокресла прошла краш-тесты и соответствует установленным нормам. Поэтому в 1993 году в Европе допускалась продажа только автокресел стандарта ECE R 44 и на автомобили должны были устанавливаться только они. Понятно, что нормы ужесточались и совершенствовались, поэтому с 2009 года покупать стоит уже автокресла прошедшие сертификацию с четвертой редакцией, то есть с пометкой ECE R 44/04. И это правильно, ведь детские автокресла, которые прошли проверку и получили подтверждения качества на основе ECE R 44/04, действительно заслуживают доверия. Поэтому следующий критерий выбора, это проверка на соответствие европейским нормам ECE R 44/04 и это должно быть в обязательном порядке.
4. Составляющие идеального детского автокресла.
В качественном автокресле каждому малышу удобно, безопасно и весело.
Мы описали выбор по типу на основе стандартов, то есть, относительно массы ребенка. Но так мы сможем только угадать с размером, а вот качество это совсем иная тема. Конечно, если следовать пометке ECE R 44/04 мы уже может идти покупать автокресло, и оно обязательно будет безопасным. Поэтому этот пункт больше подходит для бюджетного выбора, хотя это мы и не рекомендуем делать. Только ведь не все прислушаются к выбору автокресла за 500 и выше долларов и все, кто рассчитывает не тратить много денег, в обязательном порядке читают пункт четыре, притом с особой тщательностью.
4.1. Каркас кресла.
Детские автокресла делают зачастую или из пластмассы, или из алюминия. Самый популярный первый тип материала, но по прочности лучше выбирать все же алюминий. Но, это не значит, что пластик вообще надо отбрасывать. Множество моделей с клеймом ECE R 44/04 имеют именно пластиковую структуру и наряду с этим такие автокресла действительно прочные, ведь пластик пластику рознь. Все желающие купить идеальное автокресло, должны уже брать алюминиевый каркас, только цены на такие экземпляры будут очень высоки.
4.2. Спинка и подголовник.
Следующий этап выбора, это прощупывание спинки. Чтобы повысить процент безопасности к максимуму, спинка должна быть обязательно анатомической. Узнать является ли она такой очень просто. Прощупываем ее пальцами, и в случае анатомического варианта каждый сразу поймет, что это оно самое. Такая спинка совсем не плоская, она с множеством выпуклостей и изгибов, которые полностью повторяют позвоночник. Кроме того, выбрать детское автокресло желательно также с регулятором наклона, только с ним ребенка можно перевозить очень долго. Ведь при длительном переезде, особенно с очень малыми детьми, надо часто укладывать их спать. А только регулятор наклона позволит делать из кресла кровать или настраивать полулежащий режим. И последнее, это подголовник, который также должен иметь регулировку (желательно с большим количеством ступеней наклона). Но существуют модели, где подголовника нет, в таких случаях сама спинка должна исполнять его роль, то есть, быть выше головы, а не заканчиваться у шеи. Аналогично должны быть и боковые элементы, которые уберегают ребенка от ударов сбоку и не дают ему ускользать из кресла. В идеале, когда такие боковые элементы могут также регулироваться.
4.3. Ремни безопасности.
До четырех лет желательно, чтобы ребенок закреплялся не штатным ремнем, а ремнями самого автокресла. Они бывают разные, начиная с одного широкого ремня проходящего через живот младенца и заканчивая трех- или пятиточечными моделями. Лучше, если ремень будет иметь именно пять точек соединения с креслом, так мы получим в случаях аварий большее распределение нагрузок в момент рывка по всему телу, а значит, большую безопасность. Но мало убедиться в наличии пятиточечного ремня, надо еще проверить его качество, эффективность его замков, удобство их открытия. Ведь в моменты ДТП частенько надо в доли секунд освободить ребенка с плена автокресла, но также надо проверить, чтобы слишком удобные замки не смог расстегнуть и сам малыш во время игр. Также, всегда смотрим на мягкость ремня и подкладочного материала на уровне паха ребенка, это, кстати, важно и для девочек, и для мальчиков, иначе даже при кратком переезде между ножек будет натирать.
4.4. Чехол.
Это хоть и мало влияет на безопасность, но тоже важно принимать во внимания. Чехол детского автокресла не только эстетически украшает кресло в целом, но и помогает сохранять его качества. Правильный чехол и сохранит мягкость кресла и снизит ушибы, и не позволит малышу вредничать на кресле из-за неудобства подкладки, и попросту будет всегда привлекательным. Поэтому он обязательно должен сниматься для стирки (понятно, что должны присутствовать пометки стирки в стиральной машине), иметь натуральную ткань для долгого и удобного использования, стойко отталкивать загрязнения. Задача тут выбрать чехол, который легко выдержит четыре года, иначе столкнетесь с проблемой найти ему замену.
Следуя описанным критериям, выбранное автокресло обязательно будет долго и усердно служить. И теперь читатель, почти, стал специалистом по выбору данного важного элемента автомобиля, остались сущие пустяки, например, крепление.
5. Крепление детского автокресла: штатные ремни и система ISOFIX.
Система ISOFIX.
Множество детских автокресел крепится при помощи штатных ремней безопасности. Это удобно и довольно таки надежно. Но все же стоит проверить выбранную модель у себя в автомобиле. Также, надо задуматься, как перевозить малыша при отсутствии штатного ремня. Самое безопасное место в машине считается за водителем, а ремни на заднем сидении не у всех имеются из-за их необязательности. Поэтому перед выбором автокресла, следует установить ремни безопасности на все сидения своего автомобиля. Но раз уж вы действительно думаете об установке, тогда стоит еще качественнее защитить ребенка путем установки не ремней, а специальной системы ISOFIX. Это можно проделать или самостоятельно, или в сервисе (довериться специалистам правильнее). И если выбор падет на ISOFIX, тогда и детское автокресло уже выбираем с поддержкой такого типа установки. И не бойтесь, это не дорого, но зато очень качественно и намного безопаснее в сравнении с ремнями. Кто не знает, скажем, вкратце, про данное устройство, ведь оно элементарно простое. Всего лишь, к корпусу автомобиля прикручивается или приваривается два кольца (правильнее – прямоугольники), которые немного выглядывают между спинкой и сидением штатного кресла или дивана автомобиля. А во время установки автокресла, его специальные зубчики зацепляются за эти кольца. В итоге секунда времени и кресло надежно соединено с автомобилем, аналогично секунда потребуется для нажатия специальных кнопок на автокресле, чтобы зубчики отцепились от колец, и кресло можно было снять с авто. Все действительно элементарно и ничуть не ухудшает вид салона, тут даже придуманы специальные накладки, которые надеваются на кольца, чтобы не портить обшивку авто. Кстати, если это ваше первое автокресло, стоит присмотреться к своей машине, быть может, ISOFIX система уже установлена, ведь в Европе перевозка ребенка в автокресле обязательная и многие производители на этапе разработки это учитывают.
Пример крепления детского автокресла штатными ремнями безопасности.
6. Новое или бывшее в употреблении.
Детское автокресло покупается зачастую всего лишь на 4 года и цена такого элемента безопасности высока. Все это дает ход процессу перепродажи автокресел или просто дарение знакомым, друзьям, родным. Такое присутствует, и мы обязаны поднять этот вопрос. Итак, кто хорошо зарабатывает, тот в любом случае купит качественное новое автокресло, но таких не много. У большинства нет средств на такие покупки, поэтому покупать они могут или недорогое новое или опять же недорогое, но старое и когда-то дорогое. Так что же лучше: купить новое не очень качественное или очень качественное, но уже б/у? Ответ прост, лучше всегда выбирать высококачественный товар, даже если он до вас эксплуатировался. Такое кресло намного лучше дешевых образцов и прослужит еще десяток лет и после вас. Тут главное, чтобы ваше б/у кресло не было ранее в авариях. Иначе, есть шанс заполучить очень небезопасную модель, ведь каждое автокресло рассчитано на одну аварию и никто не даст гарантию, что после ДТП даже самое дорогое автокресло не получило микротрещины не способные выдержать повторную нагрузку. Так что думаем-решаем, доверяете ли вы продавцу, который уверяет, что его старое автокресло никогда не попадало в дорожные неприятности.
Собрались покупать автокресло, берем ребенка и вперед в магазин, так как оценить без малыша тот идеал никак не получится, «мерить» покупку надо обязательно.