Те кто не знаком с автомотической коробкой передач ( АКПП ), много раз , наверное, слышали, - ездить на такой коробке легче чем на "ручке" ( МКПП ). Да это действительно так, но, у автомата есть свои "фишки". Вот и поговорим об этом .
С чего начинается езда на автомобиле с АКПП ? Любая поездка, само собой, начинается с запуска и прогрева двигателя. Даже важнее прогреть коробку, чем двигатель. Ездить на непрогретой машине ,особенно зимой, не рекомендуется вообще, а АКПП на непрогретой машине может либо плохо, либо совсем не переключаться.
После прогрева нужно переключить АКПП с "P" на "D" , с нажатой педалью тормоза, дождаться легкого толчка, отпустить педаль тормоза, нажать на газ и поехать.
Буквы на коробкее имеют следующее значение:
# "P" – парковка. Вал коробки блокируется, автомобиль стоит на месте. Используется при длительных остановках. Приехал на стоянку, поставил на "P".
# "R" – задний ход.
# "N" – нейтралка. Автомобиль может свободно катится под горку, как тележка, в коробке выключены элементы управления.
# "D" - движение вперед.
Остальные положения селектора, в зависимости от производителя, могут обозначаться как "3", "2", "1", "L", "2L" и обозначают количество разрешенных передач. Еще бывает "спорт" режим, зимний режим и т.д и т.п. Также в Акпп может быть ручное переключение передач. Ручной режим используется для более денамичной езды. На моем Рено " ФлюенС " такая фишка есть, хотя пользуюсь я ручным переключением только в сильные морозы, пока коробка разогревается до рабочей темпиратуры, потом перехожу на автомат. "D" используется для собственно езды в нормальном режиме,нужно поставить селектор (рычаг переключения ) в это положение и больше не трогать, – все остальное коробка сделает сама. На то она и "автомат".
Селектор автомата можно переводить из одного положения в другое на ходу, но не во все положения. Фактически разрешены переводы "D" – "2" – "L" при торможении двигателем. Переключать же на ходу автомат в положения "P" и "R" категорически не запрещено. Это чревато серьезными поломками коробки, - точнее ее полным выходом из сттроя и замене. Хотя некоторые рассказывают о том, что в случае переключения на "P" или "R" во время движения все обошлось тем, что машина заглохла, - это возможно на очень малой скорости, но заниматься этим не стоит – произойдет жесткое торможение двигателем, что может вылиться в дорогой ремонт или замену АКПП.
Переводить ли автомат в положение "N" при остановках на светофоре, в пробках или при спуске с горки – вопрос тоже спорный.
В официальных талмудах, например, рекомендуется переключать АКПП на "N" при длительных остановках (хотя не у всех производителей ) . Но дело в том, что понятие "длительной остановки" у каждого водителя свое, и каждый, в принципе, решает это для себя сам: кому-то лениво держать ногу на педали тормоза дольше минуты, и он переключается на "N" или даже на "P", читьал на форумах мнения мастеров которые ремонтируют автоматы, они пишут,- меньше дергаешь, дольше прожевет. Если нога устала держать педаль тормоза, - поставь на ручник, при этом не трогая коробку !
Во время же спуска с горы включать нейтраль не советую. Экономии бензина это не даст, но может вызвать проблемы: при торможении есть вероятность блокировки колес, поэтому лучше тормозить двигателем.
При парковке, когда автомат стоит в положение "P", ставить машину на ручник необязательно, если она стоит на ровном месте без уклона. Некоторые мудрецы даже настоятельно не рекомендуют ставить машину на ручник в мороз – тормозные колодки и трос примерзают. Сам с этим сталкивался. А вот на уклонах для уменьшения нагрузки на автомат нужно действовать так: нажать и удерживать тормоз, перевести селектор на "Р", поставить машину на ручник и потом отпустить тормоз.
У машин с АКПП существует и такая примочка, как кик-даун (от английского kick-down). При резком нажатии педали газа в пол (в любой момент, как во время движения, так и с места) АКПП выбирает наиболее быстрый вариант разгона, - переключается на пониженную передачу, максимально открывает дроссельную заслонку, – машина резко ускоряется, что полезно, например, при обгонах. Бензик при этом, естественно, расходуется ускоренными темпами.
Постоянно трогаться с кик-дауном с места чревато пробуксовкой и после нескольких таких стартов автомат может потребовать ремонта.
Если при "педали в пол" кик-даун не срабатывает, нужно глянуть не мешает ли коврик. Если с ковром все в порядке, - звони в сервис. Причина может быть и в свечах или воздушном фильтре. Некоторые путают кик-даун со спортивным режимом (кнопка "PWR" или "SPORT"), на автомате – но это разные вещи. Я однажды положил слишком толстый коврик под педаль газа, не позволяющий ей опуститься до самого низа.
Также распространен вопрос о том, можно ли буксировать машину с АКПП. Да можно, с работающим двигателем и в положении рычага селектора в "N". Но, недалеко и медленно. Про это нужно прочитать в книжке конкретно по вашему автомобилю. Это очень важный момент. При транспортировке на большие расстояния (особенно если машина заглохла и заводиться не желает) нужно либо грузить машину на эвакуатор, либо снять приводы, но это сущий геморой. Правда, при этом велика вероятность выхода из строя ступичных подшипников, но здесь уже решать хозяину, что ему обойдется дешевле – подшипники или замена автомата.
Если же буксируют не вас, а буксируете вы, и ваш автомобиль – автомобиль с АКПП, нужно соблюдать следующие правила. Во-первых, такая буксировка – вещь вообще крайне нежелательная, но если уж сделать ничего нельзя, помните, что буксируемая машина не должна быть тяжелее буксирующей, скорость должна быть невысокой (не больше 40 км/ч), автомат должен находиться в положении "2" или"L" , ни в коем случае не на "D"! Коробка не должна переключаться на пониженные передачи, чтобы не было нагрузок, или перегрева масла, и желательно жесткое крепление с буксиром, как в случае с прицепом. Прицепы, кстати, автомат переносит нормально, конечно же, в рамках разумного.
Прочитав все это, можо подумать, что автомат, - такая нежная и хрупкая штуковина, что лучше купить ручку и не париться. Нет, конечно это не так, но,- автомат любит бережное и аккуратное обращение. Если пользоваться аккуратно, - прослужит сто лет, а удовольствие от упрравления "автиком" не сравнить с ручкой. Хотя это на любителя.
Настойчиво рекомендую почитать "Руководство по эксплуатации" по вашему автомобилю. У каждого производителя есть свои особенности по пользованию автоматом и свои нюансы, которые стоит выполнять, и ловить кайфушку от езды на автомате.
Всем счастливого пути и жду на занятия.