Вот и весна пришла. На дорогах появилось многоводы. Обилие воды на дорогах - это опасность, которой подвергают себя даже многие достаточно опытные автомобилисты. Имя этой опасности – аквапланирование.
Стать аквапланеристом очень легко. Необходимо лишь на приличной скорости влететь в достаточно большую лужу. Результатом может стать занос с переворотом через крышу, приземление на откосе дороги и тому подобное. Происходит это из-за эффекта аквапланирования. Суть этого явления заключается в образовании водяной прослойки между протектором и поверхностью дороги. Вода не успевает уходить из-под протектора, и под ним образуется водяная пленка, по которой, как по льду, начинает скользить автомобиль. Своеобразный балет, где единственным членом жюри является сама судьба.
Последствия аквапланирования – от рысканья машины по дороге до фатальных переворотов – зависят и от многих других факторов. Например, от скорости автомобиля. Чем она выше, тем, естественно, опаснее езда и больше шансов улететь под откос. Хотя аквапланирование возможно и при 40 км/ч. Качество дорожного полотна, особенно в местах сильной " колейности " состояние амортизаторов тоже играют роль. Влияет, разумеется, и качество резины, тип шин, - широкая резина больше "планирует", более жесткие шины лучше держат дорогу,как бы разрезая воду.
От неприятности вас может уберечь знание того, каков рисунок протектора на вашем авто и степень изношенности резины. Критическая глубина износа – 4 мм. Уже этого достаточно для того, чтобы сорваться в штопор. Про "лысую" резину я уж не говорю. Эффект аквапланирования возникает при толщине водяного слоя всего в 5–8 мм. Ощущение того, что автомобиль как бы оторвался от дороги, как бы чуточку взлетел и скользит сам по себе, испытал каждый, кто преодолевал лужу на скорости . Сам на днях попал в залитую водой колею в начале Гражданского проспекта, на изгибе дороги. Надо поворачивать, а машина едет прямо. Слава Богу машин рядом не было. Ощущения не из приятных,- здорово струхнул.
Поэтому позволю себе дать совет: выдерживайте скоростной режим. Перед форсированием луж не помешает включить дворники. Иначе внезапно залившая ветровое стекло вода сделает вас абсолютно слепым. Почувствовали, что автомобиль скользит, отпустите педаль газа и попробуйте стабилизировать положение машины на дороге, по возможности выровняв колеса. Упаси вас Бог в это время пойти на обгон, начать поворот или экстренное торможение.
Опасность таится в том, что, начав скольжение в луже, неопытный водитель, как правило, пытается вращением руля в сторону заноса во что бы то ни стало выровнять машину, либо шарахнуть по тормозам. Рекомендую в таких случаях не паниковать и не спешить с этими маневрами. Тем более, что пока машина в воде, все ваши усилия будут бесполезны. А как только передние колеса зацепят твердый грунт, автомобиль может понести в противоположную сторону. И если водитель грамотно и вовремя не среагирует на занос – машина опрокинется.
Еще одна опасность. При форсировании луж произвольное движение руля чаще всего бывает совершенно неожиданным и очень сильным. Руль может выбить из рук. Удержать кончиками пальцев баранку не удастся. Поэтому руки держите в верхнем секторе рулевого колеса. Реакции на любые "рысканья" руля должны быть импульсивными, короткими и не резкими. Такими же импульсами следует и тормозить. Еще лучше тормозить как на гололеде – с помощью двигателя, если вы на " ручке ", на автомате, - тормозами.
Ну, а после того, как автомобиль вышел из воды, следует просушить тормозные колодки, нажав несколько раз на тормозную педаль. Если вы освоите эти несложные правила, акробатика на воде вам не грозит.