Покупка автомобиля – большая радость. Он сделает вашу жизнь интереснее и эмоциональнее. Но эмоции, как известно, бывают разные. Чтобы владение с автомобилем доставляло вам больше приятных эмоций, придется приложить немало усилий.

  Я вовсе не хочу вас пугать или поучать, но опыт миллионов автомобилистов показывает, что избежать происшествий и  расходов на восстановление себя и своего автомобиля можно только путем самосовершенствования. Итак, перед вами два пути: один – к вершинам познания себя и своего автомобиля, другой – к отрицанию необходимости каких-либо усилий и как следствие к происшествиям, травмам, материальным расходам. О самом плохом и говорить не хочется.

  Подумайте, что вам больше подходит. Постоянно совершенствуйте свое водительское мастерство.

Если вы считаете, что, научившись перемещать автомобиль с одного места на другое, вы постигли все премудрости науки управления автомобилем, то я хочу вас огорчить: это не так. Настоящее мастерство проверяется в экстремальных ситуациях, с которыми вам, возможно, еще не приходилось сталкиваться. Но ведь это может случиться. Тогда вы узнаете, что это такое, но будет уже поздно. Поэтому давайте разберемся, что такое мастерство управления автомобилем. 

    Первая составляющая включает навыки, овладев которыми, вы сможете быстро и правильно передвигаться на автомобиле в условиях, когда другие участники движения вам не мешают. Проще говоря, когда их нет. Владение этими навыками надо довести до автоматизма. Только после этого можно переходить ко второй составляющей, в которую входят навыки, необходимые для безопасного движения. Здесь от вас потребуется не только хорошая координация движения рук и ног, но главное – умение заранее выявлять возникающие на дороге опасности защищаться от них. Освоив эти навыки, вы подниметесь на вторую ступень мастерства. Третья ступень самая сложная. Освоив ее, вы сможете защитить себя от любых неожиданностей, связанных с автомобилем, дорогой, погодой и т.д.

    А сейчас немного психофизиологии, или о том, кто может стать отличным водителем.

Учитывайте свои психологические особенности.

Психофизиологические особенности каждого из нас заложены от рождения, и изменить их достаточно трудно, а некоторые и невозможно. Но знать их необходимо хотя бы для того, чтобы понять, какое влияние они могут оказать на ваши успехи в освоении водительского мастерства.

Вы прошли медкомиссию и имеете медицинскую справку, разрешающую управлять транспортным средством определенной категории. Это значит, что у вас нет каких-либо значительных отклонений, не позволяющих водить автомобиль. Но это совсем не говорит об отсутствии некоторых недостатков, которые могут повлиять на вашу безопасность. Они есть у каждого, и их надо хорошо знать.

   Результаты исследования, показали: когда водителей, неоднократно совершавших происшествия, проинформировали об имеющихся у них психофизиологических недостатках, аварийность у них снизилась на 2/3. Зная свои недостатки, вы сможете компенсировать их за счет определенного стиля вождения и большей осторожности в некоторых ситуациях.

    Какие психофизиологические недостатки, влияющие на безопасность вождения, наиболее характерны?

90% всей информации водитель получает с помощью зрения. Поэтому знать особенности своего зрения очень важно. По данным Американской оптической ассоциации, по меньшей мере 35% водителей имеют опасные дефекты зрения и даже не догадываются об этом. А знаете ли их вы?

            Какова острота вашего зрения?

  Если у вас не 100-процентное зрение, необходимо управлять автомобилем только в очках, позволяющих четко видеть обстановку. Не ленитесь хотя бы раз в год проверять остроту зрения и, если надо, менять очки.

             Хорошо ли вы видите ночью?

    Есть люди, которые днем видят отлично, а ночью при плохом освещении значительно хуже. Проверить свою способность видеть в темное время суток можно с помощью специального теста. Проводить его надо днем в хорошо освещенной комнате.

Ваши адаптационные способности

Для восстановления зрения при ослеплении фарами встречного автомобиля требуется в среднем 7–8 с. Сколько времени для этого требуется вам, можно узнать с помощью уже знакомого теста. Управляя автомобилем ночью, старайтесь как можно меньше смотреть на ярко освещенные объекты. 

   Боковое зрение. Способность наблюдать обстановку впереди и при этом следить за тем, что происходит сбоку, для вас очень важна. Особенно при движении в условиях города, где опасность часто появляется сбоку. Эта способность определяется величиной пространства справа и слева от вас, которое вы можете видеть, держа голову прямо и смотря строго вперед. Проверить ее самостоятельно можно следующим образом. Встаньте, держа голову прямо и смотря на любой объект, находящийся метрах в десяти прямо перед вами. Разведите руки в стороны так, чтобы они образовали прямую линию. Начинайте их сводить, не опуская вниз. Как только вы сможете видеть их боковым зрением, замрите и определите угол между их положением, которое они занимают, и исходным. Если он более 20°, у вас плохое боковое зрение.

Некоторые люди имеют так называемое тоннельное зрение. Они могут видеть только в пределах угла не более 40°. Это чрезвычайно опасно при вождении, так как обстановка по бокам автомобиля остается вне поля зрения. Компенсировать недостатки бокового зрения можно за счет повышения внимательности и осторожности при проезде участков, где возможно неожиданное появление опасности сбоку. Это выезды со двора, пересечение дорог, места, где пешеходы переходят дорогу. Если у вас плохое боковое зрение, наблюдайте за местами, где возможно появление опасности сбоку, с помощью поворота головы, а не краем глаза.

    При движении в городе вам приходится одновременно следить сразу за несколькими объектами: светофорами, участниками дороги, знаками и т.п. Насколько хорошо это у вас получается, зависит от способности к быстрому распределению и переключению внимания.

Если качество внимания у вас на высоте, то можно не бояться напряженного городского движения. Однако это не освобождает вас от необходимости изучения приемов правильного наблюдения за обстановкой. Получив плохую оценку, не расстраивайтесь: это можно компенсировать, доведя до совершенства навыки ориентации в дорожном движении и проявляя повышенную осторожность (не ездить с большой скоростью) в сложных и необычных условиях движения.

   Слух нужен водителю для того, чтобы услышать опасность, которую трудно увидеть, например, предупреждающий об опасности звуковой сигнал, звук двигателя и шин обгоняющего автомобиля, сирену "скорой помощи", скрип тормозов. Человек с нормальным слухом может слышать слова, сказанные обычным голосом, на расстоянии 6 м. Если у вас пониженный слух, то старайтесь компенсировать его за счет зрения. Кроме того, не включайте громко радио, держите свое окно всегда приоткрытым.

 Время реакции – важное, но далеко не самое главное, как многие считают, качество водителя. Нередко люди с отличной реакцией попадают в происшествия чаще других. Почему? Из-за того, что сначала делают, а потом думают. Поэтому если у вас не очень хорошее время реакции, не расстраивайтесь: ничего страшного в этом нет. Вы можете с успехом компенсировать его за счет умения прогнозировать опасность заранее и четко обработанных навыков управления автомобилем в критических ситуациях.

   Тест на определение времени реакции. Возьмите полоску картона длиной 12 см, шириной 3 см и попросите кого-нибудь подержать ее так, чтобы нижний конец находился между большим и указательным пальцами вашей правой руки. Тот, кто держит полоску, должен неожиданно для вас отпустить ее, а вы поймать между пальцами. Если не успели, значит, с реакцией у вас не все в порядке. Даже самые отличные способности и совершенные навыки не спасут вас от несчастья, если вы не будете избегать опасных состояний.

Алкоголь – ваш враг № 1

Не буду в очередной раз агитировать вас за трезвость. Думаю, что вам небезынтересно ознакомиться с научными данными по некоторым наиболее часто возникающим вопросам пития.

Зависят ли степень и скорость опьянения от вида спиртного напитка?

 Степень опьянения зависит, во-первых, от количества выпитого, а во-вторых, от содержания в нем алкоголя. Когда речь идет о количестве выпитого, нельзя не принимать во внимание и его качество. Так, например, углекислота способствует всасыванию алкоголя. Поэтому скорость и степень опьянения при употреблении напитка, содержащего углекислоты или смешанного с газированной водой, быстрее и больше, чем при употреблении обычного. Быстрее всего алкоголь всасывается из напитков, содержащих до 10% алкоголя, т.е. в первую очередь из вина, и сравнительно медленнее из напитков с меньшей или большей концентрацией алкоголя. Есть мнение, что содержание алкоголя в пиве незначительно и поэтому можно пить его даже за рулем. На самом деле в 1 л пива содержится столько же алкоголя, сколько в 400 г вина или 100 г водки.

Предохраняет ли от опьянения смешивание крепкого спиртного напитка с водой или соком?

Нет. Независимо от того, что смешивается со спиртным напитком, количество алкоголя в нем остается прежним.

Можно ли избежать опьянения, если, перед тем как пить, хорошо поесть?

Алкоголь растворяется в крови без участия органов пищеварения. И хотя сытый желудок несколько замедляет скорость растворения алкоголя в крови, опьянение наступит все равно, только несколько позже.

От чего зависит степень опьянения?

С одной стороны, от количества выпитых  напитков и их крепости, а с другой – от массы тела пьющего и времени, прошедшего с момента выпивки. В теле более массивного человека содержится и большее количество воды. Поэтому при одинаковой дозе спиртного процент содержания алкоголя будет больше у того, кто весит меньше.

Можно ли ускорить процесс выведения алкоголя из организма?

  На отрезвление человека реально влияет только время. Организм освобождается от алкоголя путем его окисления и последующего выведения. Печень выводит около 90% алкоголя. Небольшое количество алкоголя выводится через легкие, потовые железы, почки. На окисление алкоголя необходимо время. Поэтому ни один из таких способов, как холодный душ, прогулка на свежем воздухе, чашка черного кофе, не ускоряет процесс выведения алкоголя из организма.

Когда можно садиться за руль?

Если вы выпили, придется повременить с вождением. Учтите, что плохое настроение (или состояние) может увеличить указанные значения почти в 2 раза.  В инете видел таблицу, через сколько часов можно садиться заруль, в зависимостиот выпитого, веса времени и возраста. Но на мой взгляд все это - относительно.

Остерегайтесь утомления

Если вы хорошо отдохнули перед поездкой, то первые признаки усталости могут появиться примерно через 4 ч непрерывного движения. Через 8 ч качество вождения резко ухудшается: появляются лишние движения, скорость становится неравномерной, предметы начинают казаться расположенными дальше, чем на самом деле. Возможно, у вас критический час наступает несколько раньше или позже. Но все равно не стоит пытаться доехать, например, от Москвы до Питера без отдыха.

   Легкое утомление снимается небольшим отдыхом, умыванием, купанием, разминкой, крепким чаем. Для средней и тяжелой степени усталости все это бесполезно, помогает только сон. Если вы все-таки вынуждены ехать, несмотря на усталость, двигайтесь с меньшей, чем обычно, скоростью и с большей дистанцией. Когда долго едете по шоссе и обстановка вокруг однообразная, меняйте скорость каждые 15–20 мин., не смотрите в одну точку, чаще перемещайте свой взгляд, откройте окно. Это даст возможность не привыкать к скорости и сохранять активность.Можно сделать музыку громче.

  Еще несколько советов, которые позволят вам избежать происшествий, связанных с утомлением: перед поездкой спите не менее 7 ч; не принимайте успокоительных лекарств; не пытайтесь проехать 500–600 км сразу; если можете, обходитесь без ночных поездок; если курите в автомобиле, то почаще проветривайте салон; не переедайте перед дорогой.

Эмоции: плохие и хорошие

   Для водителя наиболее опасны любые сильные эмоции, которые он не может контролировать. Управлять автомобилем можно только научившись управлять своими эмоциями. Отрицательные эмоции могут вызвать уныние, положительные – перевозбуждение. И то и другое способствует возникновению происшествий. Изучение событий, предшествующих 40 ДТП со смертельным исходом, проведенное  специалистами, показало, что 31 из 40 погибших водителей испытал незадолго до гибели эмоциональный стресс: семейную ссору, конфликт на работе, известие о гибели близкого человека и т.п.

Совсем исключить стрессовые ситуации невозможно, но не поддаваться их влиянию – в вашей власти. Для этого надо освоить приемы саморегуляции и аутотренинга. Могу предложить несколько простых, но достаточно действенных приемов, позволяющих поднять ваш тонус при кратковременных остановках.

Кто больше зевнет? Поднимите обе руки вверх, потянитесь и с удовольствием зевните. Опустите руки. Потом еще раз поднимите их и зевните. И так не менее восьми полноценных зевков.( Вычитал в умной книжке ).

Давайте погримасничаем. Представьте себе, что хотите передразнить обезьянку. Чем больше различных рожиц вы можете изобразить, тем лучше. Это отличный расслабляющий и тонизирующий массаж. (Было написано в той же книге)

Точечный массаж. Помассируйте скулы круговыми движениями большим и указательным пальцами. Если при нажатии ощущается боль, то это признак истощения нервной системы и вам требуется хороший отдых.

Повысить внимательность. Это можно сделать, наблюдая за яркими, желательно желтыми или красными, объектами, слушая быструю и ритмичную музыку, пососав кислую конфету.

Если вы перевозбуждены и чувствуете неосознанную тревогу, смотрите на окружающую обстановку, небо, облака, дышите спокойно, глубоко, равномерно, включите мажорную мелодичную музыку, расслабьте мысленной командой мышцы лица, шеи, плечевого пояса.

Не садитесь за руль, пока не обретете душевное равновесие.

Не злоупотребляйте лекарствами.

Большинство лекарств, которые вы употребляете от головной боли, простуды, аллергии или для успокоения, могут привести вас в сонное состояние.

Тонизирующие таблетки, улучшив на некоторое время ваше состояние, впоследствии могут привести к нервозности, головокружению, неспособности концентрировать внимание, ухудшению зрения.

Лекарства нельзя принимать вместе с алкоголем. Результат может быть самый печальный.

Курить за рулем можно, но лучше не делать этого. Поэтому я могу дать неки рекомендации  тем, кто, зная о вреде курения, все же продолжает курить: (хотя сам я - грешен - курю, но постоянно бросаю)

1. Отправляясь в путь, положите сигареты в такое место, откуда их легко взять.

2. Проверьте исправность прикуривателя. Если он не работает, возьмите с собой зажигалку, а не спички.

3. Откажитесь от чехлов из синтетической ткани.

4. Не прикуривайте при движении по сложному участку и от зажигалки (спички) ночью.

5. Крепко держите сигарету, не давайте ей упасть.

6. Окурок гасите только в пепельнице, не выбрасывайте его в окно.

Учитесь на чужих ошибках

Чтобы стать отличным водителем, надо учиться. Относится это не только к тем, кто пока вообще не умеет управлять автомобилем или только недавно начал этим заниматься, но и к тем, чей водительский стаж выражается двузначной цифрой.

По данным статистики, более половины всех ДТП приходят с водителями со стажем менее 3 лет. Второй пик аварийности наблюдается у тех, кто имеет стаж 4–5 лет. Происшествия с особо тяжелыми последствиями совершают главным образом водители со стажем более 10 лет.

  Как видите, учиться надо всем. По данным исследований, водитель, обучающийся только на собственных ошибках, приобретает необходимый опыт, проехав не менее 100 тыс. км. При обучении вождению на чужих ошибках высокий уровень мастерства формируется значительно раньше. Своих ошибок, конечно, не избежать и в этом случае, но по количеству и тяжести последствий они будут намного ниже.

Многочисленные исследования показывают, что обычно причинами происшествий являются не все совершаемые водителями ошибки, а только некоторые, их можно назвать типичными. Какие из них наиболее характерны для вас, зависит от того, сколько вы уже самостоятельно проехали, а также от некоторых других ваших характеристик.

  Каков ваш стаж? Если, двигаясь задним ходом и поворачивая руль, например, влево, вы не очень уверены, что и автомобиль поедет в ту же сторону, можно точно сказать, что ездить вы начали совсем недавно. Для вас начинается самое приятное, но и нелегкое время. Бурная радость первых успехов сменяется неутешной печалью неудач. Все интересно но все ново. Автомобиль дает вам шанс пережить второе детство, но теперь уже водительское. К сожалению, дорога не прощает шалостей, а автомобиль – не такая уж безобидная игрушка. Поэтому придется попотеть, чтобы овладеть мастерством вождения.

Если на вашем спидометре уже больше 5 тыс., но менее 25 тыс. км, то причины ошибок, которые вы совершаете, связаны прежде всего с недостаточным уровнем знаний и навыков. Пока вы освоили только начальные навыки техники управления автомобилем. Вы уже достаточно спокойно можете передвигаться на автомобиле без чьей-либо помощи, но пока еще плохо чувствуете опасности, возникающие на дороге, не очень хорошо знаете, откуда и когда их ждать. Попадание в критическую ситуацию может стать для вас роковым, так как навыки, необходимые для выхода из таких ситуаций, находятся в начальном состоянии.

Совет:

1. Обратите внимание на то, правильно ли вы выполняете различные действия по управлению автомобилем. Следите, чтобы ваши неправильные действия не перешли в опасную привычку, которую потом устранить значительно сложнее, чем сейчас.

2. Старайтесь ездить на автомобиле постоянно; это позволит быстрее и лучше закрепить правильные навыки.

3. И еще в начальный период соблюдайте правило трех НЕ: не совершайте продолжительных поездок; не злоупотребляйте движением в сложных условиях (ночью, в плотном транспортном потоке, в сильный дождь, гололед); не пользуйтесь автомобилем в состоянии спешки или в плохом настроении.

Основная причина неприятностей, которые могут случиться с вами в диапазоне между 25 и 60 тыс. км пробега, – это та большая разница между тем, как вы оцениваете свое мастерство, и тем, каково оно в действительности. (ложная уверенность) . О прежней неуверенности нет и речи, с автомобилем вы уже на "ты". Кажется, что знаешь и умеешь все. Но так ли это? Многочисленные эксперименты, проведенные с использованием специальных тестов, показывают, что в действительности мастерство большинства водителей этой категории (в особенности имеющих стаж от 2 до 6 лет) почти в несколько раз хуже, чем им это представляется. В то же время экспериментально подтверждено, что чем выше самооценка мастерства, тем выше скорость движения, тем больше опасных маневров. Вот здесь и кроется опасность. Создавая себе и другим неоправданные сложности, водитель, переоценивающий себя, беспомощен, он не сможет справиться с ними: мастерство еще не то. К сожалению, избежать этих опасных иллюзий мало кому удается. Поэтому могу посоветовать: будьте всегда бдительны и осторожны; не гоните; не отвлекайтесь от дороги; пореже обгоняйте; начиная сложный маневр, увеличьте внимание. А главное, совершенствуйте свое мастерство, приближая реальность к желаемому. В этом вам помогут  уроки с опытным инструктором.

Женщину по статистике,  ожидает меньшая, чем мужчину, вероятность стать участником происшествия. Женщины более  осторожны, внимательны, хорошо приспосабливаетесь к окружающей обстановке, в простых ситуациях управляют автомобилем уверенно. Однако для женщин характерны повышенная эмоциональность и тревожность, за рулем нужны трезвая оценка и умение действовать хладнокровно, быстро и решительно. Именно этого обычно не хватает большинству женщин. Но это не беда, если вы:

* не будете расстраиваться по пустякам;

* будете меньше думать о самих неприятностях, а больше о том, как их избежать;

* в совершенстве овладеете навыками управления автомобилем в критических ситуациях;

* обдумаете свой маршрут заранее.

Мужчины по данным социологических исследований,  чаще всего попадают в происшествия по неосторожности, невнимательности и склонности к риску. Они менее эмоциональны, чем женщины, предпочитают управлять автомобилем на высоких скоростях, любят поучать других, особенно женщин, предпочитаете сложные задачи простым.

Если вы не имеете особо сильного желания внести свой вклад в статистику аварийности, то

* избегайте неоправданного риска;

* уделяйте больше внимания сложным условиям;

* будьте более снисходительны к ошибкам других и менее к своим.

Если вы молоды

Вам нет еще и 22 лет. Кажется, что все по плечу и нет ничего невозможного. Отличное зрение, время реакции минимальное. Но почему же данные статистики аварийности не столь оптимистичны?

Молодые водители в возрасте до 20 лет попадают в происшествия в 10 раз чаще, чем водители среднего возраста. Не хочу вас расстраивать, но это не случайность.

Какие качества, по мнению социологов, наиболее характерны для молодых? Беззаботность, пренебрежение любыми нормами и правилами, импульсивность, тяга к скорости и риску, желание быть во всем первым.

Эти же качества чаще всего и являются причинами происшествий с молодыми водителями. Поэтому хорошо бы:

* побольше ответственности, и не только за себя, но и за других;

* поскорее понять, что без соблюдения Правил дорожного движения невозможны согласованные действия всех участников, а значит, и их безопасность;

* сначала думать, а потом действовать, а не наоборот;

* получать удовольствие не от быстрой, а от грамотной езды;

* учитывать не только свои, но и чужие интересы.

Если вам за 50

За плечами большой жизненный опыт, и в том числе водительский. Да, опыт – великое дело. Но, к сожалению, даже он не в состоянии компенсировать некоторые психофизиологические изменения. Надеемся, что ваше здоровье в порядке. Вы бодры и чувствуете себя, как 30-летний. Однако, как показывают исследования, после 50 лет мало кому удается избежать повышения колебаний кровяного давления, увеличения времени реакции, уменьшения остроты зрения (особенно ночного) и некоторых других изменений. Это  не значит, что за руль садиться нельзя. Многие ездят успешно до глубокой старости. Но при этом они учитывают свой возраст и приспосабливают к нему свой стиль вождения. Вот некоторые рекомендации, которые позволят вам избежать наиболее типичных ошибок:

* не давайте вовлекать себя в ситуации, требующие быстрых действий;

* внимательно следите за сменой сигналов светофора; как можно меньше перестраивайтесь из одного ряда или транспортного потока в другой;

* избегайте участков со сложной и непривычной организацией движения;

* избегайте движения в интенсивном транспортном потоке, движущемся с большой скоростью.

                 Мой  девиз: Научу Ездить Внимательно,  Аккуратно и быстро !!!   


20 августа 2016, 22:25 Антон
Регистрация