Умелое маневрирование скоростью позволяет убыстрять транспортный процесс, дает значительную экономию времени, а, следовательно, и повышение производительности автомобиля. И, наоборот, злоупотребление скоростью, доведение скорости до критической, когда автомобиль перестает слушаться руля, а тормозной путь резко возрастает, создает угрозу безопасности движения и часто приводит к несчастным случаям, поломкам материальной части, авариям.
«Лихачество», т. е. безрассудная, нерасчетливая езда на высоких скоростях, — причина многих аварий на автотранспорте.
Опыт водителей-новаторов показывает, что не бессмысленная гонка обеспечивает выполнение и перевыполнение плана перевозок, а правильная организация работы, продуманный график и расчет движения, хорошее знание местности, умение выбрать удобный маршрут и полностью использовать профиль пути.
Нетрудно понять, к каким вредным последствиям может привести езда на высоких скоростях, если учесть, что автомобиль при движении развивает кинетическую энергию (живую силу). Кинетическая энергия выражается в виде работы силы инерции, которая при наездах и столкновениях расходуется на разрушение автомобиля.
Кинетическая энергия находится в прямой зависимости от веса автомобиля и в квадратной зависимости от скорости движения. При увеличении веса автомобиля в два раза разрушительная сила, или сила удара, также возрастет в два раза, в то время как при увеличении скорости в два раза сила удара возрастет в четыре раза, при увеличении скорости в три раза — в девять раз и т.д.
Квадратную зависимость живой силы от скорости лучше всего можно показать на следующем примере: автомобиль весом в 1200 кг, потеряв управление, ударился о дерево. При скорости в 30 км/час сила удара составит 4163 кгм, а при скорости в 60 км/час сила удара возрастет до 16 652 кгм, что равно падению автомобиля с высоты третьего-четвертого этажа. Надо постоянно помнить, что в квадратной зависимости от скорости находятся тормозной путь, центробежная сила и кинетическая энергия.
Чем выше скорость, тем сложнее управление автомобилем.
Достаточно вспомнить, что если при скорости в 30 км/час автомобиль за 1 секунду проходит путь, равный 8,33 м, то при скорости в 80 км/час он за то же время проходит уже более 22 м.
При движении на высоких скоростях резко возрастает расход топлива, износ шин, а в результате повышенной нагрузки в агрегатах автомобиля создаются вредные напряжения, ускоряющие износ деталей автомобиля.
В целях безопасности и создания наиболее благоприятных условий для движения транспорта в населенных пунктах и на некоторых дорогах, ведущих к большим городам, устанавливаются ограничения скорости.
В некоторых случаях высокая скорость прямо опасна, например при скоплении людей на мостовой, плохой или ограниченной видимости, недостаточной ширине проезжей части, маневрировании, на скользкой дороге, в местах повышенной опасности (железнодорожные переезды и т.п.) и т.д. Соответственно этому органами регулирования устанавливаются дополнительные ограничения скорости.
Так, скорость движения не должна превышать 30 км/час:
при проезде мимо шествий, колонн и в местах скопления пешеходов на проезжей части;
при пересечении железнодорожных переездов;
на крутых спусках;
в условиях гололедицы;
при возвращении в гараж в связи с порчей в пути звукового сигнала или света;
при буксировке на гибкой сцепке;
при движении с неисправным стеклоочистителем в дождливую или снежную погоду;
при встречном разъезде после наступления темноты или в ненастную погоду, если ширина проезжей части для двух направлений менее 9 м.
Скорость движения не должна превышать 5-10 км/час:
при проезде мимо стоящих трамваев (когда проезд разрешен);
при поворотах направо или налево на перекрестках и при разворотах;
при движении задним ходом;
при въезде во двор и при движении внутри двора;
при густом тумане;
при выезде со двора или из-под арки, а также при выезде из проездов с небольшим движением на улицу (шоссе) с более интенсивным движением или на проезд, где имеется трамвайное, троллейбусное или автобусное движение (если движение в этих местах не регулируется, водитель обязан остановиться и убедиться в безопасности движения).
Водитель обязан снизить скорость до предела, обеспечивающего безопасность движения, а в случае необходимости немедленно остановиться:
при приближении к пешеходным переходам, школам, больницам и зрелищным предприятиям;
при подъезде к местам, где установлены знаки: «Осторожно — пешеходы», «Подача звукового сигнала воспрещена» и знаки, предупреждающие об опасности;
при проезде по увлажненной или заснеженной мостовой (особенно во время сильного дождя или снегопада);
при движении на площадях, закруглениях улиц и дорог;
при пересечении перекрестков в прямом направлении;
при проезде мимо стоящих на остановках троллейбусов и автобусов;
в местах, где на проезжей части производятся работы.
С накоплением опыта у водителя вырабатывается «чувство скорости», т.е. умение определять скорость движения, не глядя на спидометр, по косвенным признакам: по мельканию придорожных предметов, шуму двигателя, силе сопротивления воздуха и т. п. При этом он также учитывает степень нажатия на педаль управления дросселем.
Однако суждение о скорости движения по таким признакам может быть ошибочным:
при движении с установившейся, равномерной скоростью в условиях равнинной, однообразной местности, когда теряется представление о скорости;
при движении без груза по хорошей дороге, когда нагрузка на двигатель уменьшается;
ночью на пустынной местности;
в дождь или снегопад, когда приходится смотреть на дорогу через небольшое пространство на ветровом стекле, очищаемое стеклоочистителем;
при въезде в город после загородной езды.
Поэтому основным критерием скорости движения во всех случаях должны являться показания спидометра.
Строгое соблюдение установленных скоростей движения, практическое изучение условий, где требуется снижать скорость и где возможно повысить среднюю техническую скорость, — основа безаварийной и успешной работы.