В настоящее время в России плата за проезд взимается на восьми дорогах (участках дорог) федерального и регионального значения общей протяженностью 740 км. Платные дороги действуют в 8 субъектах Федерации: Воронежской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Псковской, Тверской, Тульской областях и в Санкт-Петербурге. История платных дорог в России

     Впервые на законодательном уровне принцип платности дорог в России был зафиксирован в указе президента Бориса Ельцина от 8 декабря 1992 г. «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». 27 июня 1998 года Ельцин издал указ «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования», в котором был прописан порядок создания платных магистралей. В частности, плату за проезд можно было брать только при наличии бесплатного проезда по тем же направлениям по дорогам-дублерам.

       Первая платная дорога появилась в России в 1999 году в Липецкой области. В качестве пилотного проекта по введению платы за проезд было решено выбрать реконструированный 20-километровый участок трассы М-4 «Дон» - обход села Хлевное (от 444 до 464 км). 22 апреля 1999 года распоряжением правительства РФ он был сделан платным. Спустя год длина платного участка была увеличена до 50 км - к нему был присоединен обход города Задонска.

                                                                         Закон о платных дорогах

    8 ноября 2007 года президентом РФ Владимиром Путиным был подписан закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», который детально прописал процедуру введения платы на дорогах и деятельности их концессионеров (для управления дорогами они могут привлекать операторов). В частности, регламентируется, что бесплатно этими дорогами могут пользоваться экстренные службы, транспорт общего пользования (за исключением такси) и транспортные средства организаций почтовой связи. На концессионера возлагается ответственность по поддержанию дороги в надлежащем состоянии. Для взимания платы могут использоваться как наличные средства и банковские карты, так и транспондеры - закрепленные на автомобиле устройства, которые позволяют проезжать пункты сбора оплаты без остановки.

                                                                  Действующие платные дороги

        На трассе М-4 «Дон» плата взимается на семи отдельных участках общей протяженностью 340 км: в Московской, Тульской, Липецкой и Воронежской областях. Самым длинным из них (89 км) является участок 544-633 км в Воронежской области. Он же является самым длинным из действующих платных участков в России, деньги за проезд по нему начали брать 9 ноября 2015 года. Управляет трассой М-4 государственная компания «Российские автомобильные дороги (ГК «Автодор»). Операторами являются ООО «Объединенные системы сбора платы» и ООО «Автодор-платные дороги». Общая стоимость проезда по всем платным участкам М-4 для легковых автомобилей и мотоциклов - от 305 до 490 рублей. Установка транспондера дает скидку от 3 до 10%.

                                                           Платные дороги в Псковской области

      После первых участков М-4 платными в 2002 году стали четыре дороги в Псковской области общей протяженностью 226 км: Старый Изборск - граница с Эстонией, Остров - граница с Латвией, Опочка - граница с Белоруссией и Ольша - Невель. В отличие от других платных трасс в России, эти дороги были построены задолго до введения платного режима и не были перед ним серьезно реконструированы. Оператором платных дорог в области является местный комитет по транспорту и связи. Стоимость проезда для легковых автомобилей и мотоциклов по каждой из них составляет от 150 до 300 рублей.

                                                               Западный скоростной диаметр

         В Санкт-Петербурге и Ленинградской области платным является проезд по внутригородской магистрали Западный скоростной диаметр (ЗСД). Ее строительство началось в 2005 г., первый участок был открыт в 2008 году. Южной участок трассы начинается с развязки Кольцевой автомобильной дороги, Предпортовой улицы и Дачного проспекта и заканчивается у набережной реки Екатерингофки (9 км, платный режим введен в 2011-2014 гг.). Северный участок начинается у Приморского шоссе и заканчивается съездом на трассу E18 «Скандинавия» и Зеленогорское шоссе (26 км, стал платным в мае 2014 года.). В будущем их соединит центральной участок: трасса пройдет через Адмиралтейский и Приморский район, соединит их с Васильевским островом. В рамках проекта строятся три новых моста через Морской канал, Корабельный фарватер и Петровский фарватер, а также тоннель под рекой Смоленкой. После завершения строительства ЗСД станет платным на всем протяжении (46,6 км). Концессионер - ЗАО «Невский меридиан», оператор - ООО «Магистраль северной столицы». Стоимость проезда для легковых автомобилей и мотоциклов по южному участку - от 30 до 80 руб., по северному - от 40 до 100 рублей. Установка транспондера дает скидку до 25%, использование персонифицированной карты оплаты - до 10%.

                                                                                            М-1

С 1 января 2014 г. была введена плата за проезд на участке трассы М-1 «Беларусь» - «Северный обход г. Одинцово» (Московская обл.), по которой можно доехать от развязки Молодогвардейской ул. с Московской кольцевой автодорогой (МКАД) до 33 км Минского шоссе. Ее строительство было завершено в 2013 году, протяженность - 20 км. Управляет трассой ГК «Автодор», оператор - ООО «Новое качество дорог». Стоимость проезда для легковых автомобилей без транспондера - от 130 до 300 рублей, с транспондером - от 123,5 до 237,5 рублей.

                                                                                             М-11

     В настоящее время ведется строительство скоростной автомагистрали М-11 «Москва - Санкт-Петербург», которая будет платной на всем протяжении (669 км). Движение по первому участку (обход Вышнего Волочка, 76 км, Тверская обл.) было открыто 28 ноября 2014 г. Плата за проезд по этому участку была введена 21 сентября 2015 года, стоимость проезда для легковых автомобилей и мотоциклов: от 150 до 240 рублей. Транспондер дает скидку на проезд в 10%. Оператор участка - ООО «Автодор-платные дороги».

    23 ноября 2015 года введена плата на участке 15-58 км в Московской области. Стоимость проезда от Москвы до Солнечногорска для легковых автомобилей и мотоциклов составит от 200 рублей ночью до 500 рублей в часы пик. Предусмотрены скидки для пользователей транспондеров и водителей, которые совершают много поездок в течение месяца. Оператор участка - ООО «Северо-Западная концессионная компания». Управляющая компания М-11 - ГК «Автодор».

                                                                        Бывшие платные дороги

      В 2000-2011 гг. взималась плата за проезд по трассе «Алтай - Кузбасс» в Алтайском крае (137 км), также с открытия в июле 1997 года до 1 января 2011 года платным был новый мост через р. Обь в Барнауле. Отменяя плату за проезд по дорогам и мостам, губернатор Алтайского края Александр Карлин заявил, что минусов в платном проезде на этих участках дорог было больше, чем плюсов.

                                                                           Строящиеся платные дороги

     Ожидается, что полностью платной будет Центральная кольцевая автомобильная дорога в Москве и Московской области, строительство которой началось в 2014 году. Рассматриваются и другие проекты платных дорог, в том числе новой трассы Краснодар - Абинск - Кабардинка.


22 декабря 2016, 21:25 Антон
Регистрация