Система работала исправно и сбои, если и были, то не часто. Сегодня все иначе. Все большее число российских водителей рискует стать "невыездными", временно лишиться прав и расстаться с частью своего имущества по вине ГИБДД, обслуживающих ее интересы банков, ГИС ГМП и полного безразличия к проблеме надзорных и контролирующих ведомств. Речь идет о новом "кризисе неплатежей", когда оплативший штраф за нарушение ПДД автовладелец месяцами продолжает числиться неплательщиком. Причем — злостным.
Понять, где в системе сбой, не представляется возможным. Система многоступенчата и не прозрачна. В итоге законопослушные автовладельцы вынуждены тратить время на опротестование постановлений, которые были ими оплачены вовремя и в полном объеме, - составление писем, сканирование документов, посещение региональных центров автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, разбирательство с судебными приставами и т.д. Странная вещь: гражданин ответил перед государством сполна, вовремя заплатив штрафы, только государство в лице ГИБДД так не считает и вот уже составляет на без вины виноватого протокол об административном нарушении по ч.1 ст. 20.25 "Уклонение от исполнения административного наказания".
И наш самый гуманный, но очень плохо разбирающийся в делах дорожных, суд в мире (к тому же в 99% случаев немотивированно встающий на сторону автоинспекции), как минимум наложит на виновника штраф в двукратном размере суммы неоплаченного административного штрафа, а как максимум отправит на обязательные работы на срок до пятидесяти часов (слава богу, предусмотренный этой статьей административный арест на срок до пятнадцати суток на неплательщиков гаишных штрафов в данном случае не распространяется). Не желая вступать в противостояние с государством, гражданин платит…Но где гарантия, что эти деньги дойдут до получателя? А ведь если опять пропадут в дебрях платежных систем, то в процесс вмешаются судебные приставы с богатейшим арсеналом средств давления на "уклонистов" — перекроют выезд за границу, приостановят действие водительского удостоверения, опишут и вынесут имущество.
Но позвольте, возмутится патриотично настроенный читатель журналистским поклепом на отечественную Фемиду, суду ведь достаточно предъявить платежки и проблема будет снята при всей любви господ в мантиях к укротителям свистков и полосатых жезлов. Как бы не так!
Многие автовладельцы не отягощают себя походами в банки, оплачивая штрафы через Интернет, например, на портал gibdd.ru. При этом из всех предлагаемых гаишниками инструментов оплаты выбирает ту "иконку" в соответствующем сервисе, где изображен логотип ГИБДД и размещен бросающийся в глаза призыв «Оплатить штраф», продублированный чуть более мелкой подписью "oplata-gibdd.ru". Вот уж поистине безгранична вера россиян в сомнительную магию государственной атрибутики, гарантирующую по их мнению честное и профессиональное исполнение обязательств структурами, ее использующими, перед гражданами. Возможно, конечно, это и так, но только не в случае с одним из самых непрофессиональных и коррумпированных ведомств. Что, впрочем, подтверждает и оно само.
Так, нажав на разукрашенную эмблемой службы кнопку, пользователь получает предупреждение о том, что "ГАИ не несет ответственности за качество предоставления услуг данной организацией". Тогда, спрашивается, зачем так сочно пиарить на своей официальной странице финансову структуру, в которой не уверен? Справедливости ради отметим, что подобное предупреждение всплывает и при нажатии на размещенные здесь "иконки" еще семи банков и платежных систем, но наша — самая яркая из них. Кстати, возникает вопрос, а почему для размещения на своем сайте ГИБДД выбрала из всех компаний страны, принимающих штрафы, только эти восемь? За какие такие коврижки? Впрочем, это совсем другая история.
Нажав на самую яркую "иконку", попадаем в недружелюбные объятия… ОАО "Банк Воронеж", занимающего по версии сайта banki.ru 261-е место в России по активам и 141-е по чистой прибыли. А недружелюбные они потому, что, во-первых, этот банк дерет несусветную комиссию за предоставление выбранной нами услуги (14,5% против 3% «Сбербанка»). Во-вторых, что для нас куда важнее, в качестве подтверждения проведенной операции выдает очень странные документы. И в третьих, судя по вышеизложенному, сведения о том, что «штрафные» деньги приняты, не доходят до Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), а значит и до портала gosuslugi.ru, и до ГИБДД.
Проблему сверхжадности иных игроков рынка мы здесь обсуждать не будем. А вот насчет всего остального… В конце августа коллега оплатила пятью переводами сразу пять "писем счастья" на суммы от 500 до 2500 рублей. И в ответных письмах банк суммы перевода подтвердил. Да вот незадача: в большей части из них не удосужился указать, за что взял деньги, хотя был обязан указать номер гаишного постановления о наложении взыскания. А без этого доказать в суде, что штраф оплачен невозможно. Нет, за дополнительные 150 рубликов банкиры выдадут нужный документ, но на это у них уйдет 30 дней, да и вообще непонятно, с какой стати клиент должен нести дополнительные траты за банкирский же косяк.
И, наконец, совершенно не понятно, почему сотрудники воронежской финансовой организации не передали данные об уплате штрафов в упоминавшуюся уже ГИС ГМП, хотя по ФЗ № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» обязаны это делать неукоснительно. А если передали, то почему не чешется сама ГИС, подставляя честно исполнивших свой долг людей?
…Между тем, еще весной нынешнего года автовладельцы в массовом порядке начали жаловаться на то, что оплаченные ими штрафы месяцами (а у некоторых — годами) считаются неоплаченными (а на днях это подтвердила и столичная ГИБДД). Но, похоже, власти возьмутся решать проблему только когда страну, как в 2013 году, накроет девятый вал судебных преследований злостных «неплательщиков» и сотни, если не тысячи во всех смыслах бесправных граждан начнут осаждать президентские и премьерские приемные, жаловаться депутатам Госдумы. Выборы, правда, к тому времени уже пройдут…!!!