Рассмотрим вариант покупки автомобиля по объявлению. Первое правило, которое вам следует запомнить при покупке б/у автомобиля: хороший автомобиль не бывает дешевым, а дешевый — хорошим. Не следует гнаться за минимальной ценой: вы можете потом потратить на ремонт столько же или, по крайней мере, половину суммы. Второе правило: на первые «смотрины» автомобиля никогда не берите деньги, чтобы не оставить залог, а потом не жалеть. Ведь пока вы будете думать, вы можете найти другой автомобиль — еще лучше. Запомните: идеальных авто нет (вы же не новый покупаете!) — всегда можно найти еще лучше.
Вот какие вопросы нужно задать по телефону, прежде чем ехать смотреть на автомобиль:
• Все ли в порядке с документами? Этот вопрос обычно вводит в небольшой конфуз продавца, если с документами не все в порядке. Если четкого ответа не последует или же ответ будет отрицательный (б/н кузов, не растаможен, на временном ввозе), попрощайтесь — далее продолжать беседу нет смысла.
• Место регистрации автомобиля? Где автомобиль стоит на учете? Чтобы вам не пришлось из Москвы ехать в Астрахань снимать его с учета (хотя это должен делать продавец, но все в жизни бывает).
• Сколько владельцев было у автомобиля до сих пор? Ясно, что чем меньше, тем лучше. Идеально, если вы покупаете автомобиль от 1-го или 2-го владельца — 1-й владелец очень бережно относится к автомобилю, поскольку для него тот — новый.
• Был ли бит автомобиль? Попадал ли он в аварию? Если владелец говорит: при мне не бит, не крашен, 98% того, что он говорит правду. Да, автомобиль при нем бит не был, но он был бит до него. Если же ответ утвердителен, то можно дальше не продолжать беседу. Я не советую покупать автомобиль, попавший в аварию, как бы хорошо он ни был восстановлен после нее — потом это может вылезти неизлечимыми «болячками».
• Есть ли на кузове большие (заметные) царапины, вмятины? Это следы мелких «аварий» — ничего страшного, просто лишний повод поторговаться.
• Есть ли ржавчина? Если да, можете попрощаться с хозяином «ласточки» и звонить дальше.
• «Кушает» ли автомобиль резину? В большинстве случаев — это последствия серьезной аварии, в результате которой была нарушена геометрия кузова. Конечно, может быть и самое обыкновенное «жлобство», когда владельцу автомобиля жалко денег, чтобы заехать на развал-схождения и отрегулировать углы установки колес.
• Каков расход масла? Нормально работающий двигатель вообще не должен «кушать» масло — расход между заменами (около 8-10 тыс. км) должен составлять не более 0,5 л масла — при условии, что автомобиль не эксплуатируется в экстремальных режимах. Если авто кушает масло, лучше поискать другую машину: капитальный ремонт двигателя — дело хлопотное и дорогое.
• Состояние ходовой? Ходовая — это повод поторговаться, если что-то в ней не так.
• Состояние салона? Довольно часто сигаретами прожигают мягкую обшивку салона, карты дверей, сиденья — все это повод для торга.
• Дополнительная комплектация? Кондиционер, магнитола, ксенон, стеклоподъемники, подогрев сидений — также спросите, работает ли все это.
• Что нужно делать (чинить) в машине? Исходя из ответа, можно говорить о сумме торга.
• Разбито ли лобовое стекло? Маленькая трещина со временем может стать большой. А стекло стоит довольно дорого. Если заявлен небольшой пробег, спросите, с чем это связано? Если машина стояла без движения, это плохо. Если на ней ездил дедушка-пенсионер по выходным на дачу — он и должен ее продавать. Пробег — это не показатель. Подумайте сами, как у 7-летней машины может быть пробег 50 тыс.? Это же смешно. В среднем в год наматывается на кардан (если он есть) около 20 тыс. км. 7x20=140 тыс. Вот реальный пробег этой машины. А счетчик одометра очень легко скрутить обратно, даже если он электронный. У народных умельцев такая процедура стоит не более 100$.
• Пройден ли техосмотр на следующий год? Это никак не повлияет на цену, но просто вы будете знать, нужно ли вам будет проходить ТО сразу при постановке автомобиля на учет.