В сентябре вступят в силу новые правила сдачи экзаменов на водительские права, которые вводят более строгие требования к абитуриентам и усложняют процедуру сдачи экзаменов. Испытания для водителей станут труднее на всех этапах, количество упражнений увеличится, но некоторые тесты пройти будет легче. Неправильный ответ на вопрос теоретической части повлечет за собой дополнительные вопросы, а за неверные действия во время практики ученик будет получать больше штрафных баллов. Наконец, сам экзамен формально будет разделен не на теоретическую и практическую части, а на три отдельных: проверка знаний ПДД, экзамен на площадке и тест в условиях реального дорожного движения. Принципиальной разницы нет, утверждает председатель гильдии автошкол Сергей Лобарев, но платить, возможно, придется за три отдельных экзамена, а не за два. Учебные заведения, говорит Лобарев, уже готовы к новому регламенту и предлагают клиентам обновленные программы.
Какие и как подавать документы
Важным нововведением стала возможность записаться на экзамен через портал госуслуг и сдать его в любом подразделении ГИБДД независимо от места регистрации. Соискатель лично или в электронной форме подает заявление, предъявляет паспорт, медицинскую справку установленной формы, а также документ, подтверждающий прохождение обучения в автошколе. В случае, если на права сдает несовершеннолетний (нынешние правила допускают получение водительского удостоверения в 16-летнем возрасте с правом сесть за руль только по достижении 18 лет), потребуется еще и письменное согласие законных представителей соискателя.
Как изменилась теоретическая часть
Для сдачи теоретической части нужно правильно ответить на 20 вопросов. Правила по-прежнему допускают две ошибки, однако теперь за каждую из них экзаменуемый будет получать по пять дополнительных вопросов той же тематики. Таким образом, максимальное количество вопросов достигает 30, при этом дополнительных ошибок совершать уже нельзя. «Раньше допускалось 2 ошибки, теперь на каждую ошибку еще 5 вопросов – и, как мы это называем, до победного. Жестко, но школы к этому готовы», – комментирует Лобарев.
В билеты внесли 64 новых вопроса, соответствующих изменениям в ПДД за два последних года. Проблема в том, сетует эксперт, что билеты по-прежнему есть в открытом доступе и ученикам приходится зубрить вместо того, чтобы изучать логику правил: «Это легко учится, но также легко потом забывается. Мы натаскиваем учеников, а они потом быстро теряют эти знания».
Как изменился экзамен на площадке
Упражнения на площадке станут легче, но их общее количество увеличится, а курсанту на экзамене придется выполнить сразу пять, а не три, как прежде. Из новых – остановка для посадки или высадки пассажиров, параллельная парковка задним ходом и выезд с парковочного места. Кроме того, вводятся временные нормы на выполнение упражнений. «Это несложные упражнения, мы их тестировали. Новая змейка не представляет проблем и быстро проходится на полувыжатом сцеплении. Прежняя была намного труднее. Непонятно, зачем ввели временные нормы, мы не готовим спринтеров, но никаких сложностей они тоже не представляют», – поясняет Сергей Лобарев.
Курсанту не разрешат попробовать автомобиль перед экзаменом, но за заглохший при трогании двигатель он получит штрафные баллы. При этом до 50% соискателей сдают экзамен на незнакомых им автомобилях, говорит Лобарев.
Как изменился экзамен в городе
В городе тоже появятся новые упражнения, а штрафы за ошибки станут строже. Например, курсанта могут попросить развернуться за пределами перекрестка или правильно проехать железнодорожный переезд. Если за заглохший при трогании двигатель курсант получит один штрафной балл, то непристегнутый ремень безопасности «оценивается» уже в три балла. Экзамен будет считаться несданным, если курсант наберет пять штрафных баллов.
Кроме того, в регламенте появилась расплывчатая формулировка о невыполнении требования инспектора. «Непонятно, что именно может потребовать сотрудник ГИБДД. Раньше все действия были прописаны четко», – говорит Лобарев. В остальном, уверяет эксперт, ничего сложного в езде по городу нет, но новые программы обучения в автошколах не дают курсантам достаточной практики в реальных дорожных условиях. «Общая концепция неверна. Много времени посвящается теории и площадке, а из 190 часов обучения у нас всего 15% практической езды. Зачем мы два часа учимся проезжать пешеходный переход на площадке? К тому же у нас учебное вождение запрещено на дорогах общего пользования, где можно было бы изучать реальные, а не смоделированные ситуации: ребенок бежит за мячом, нетрезвый человек выходит на дорогу», – сетует Лобарев.
Сколько потребуется времени на экзамен
Новый регламент содержит четкие временные ограничения для всех экзаменационных процедур. Экзамен на права категорий A (мотоциклы) и М (мопеды) не должен занимать более 2 часов 10 минут, а будущие водители легковых автомобилей, грузовиков и автобусов не должны тратить более 3 часов 10 минут с момента подачи заявления до получения водительского удостоверения. На прием документов отводится 5 минут, еще 15 минут закладывается на ожидание. Расписаны и все этапы экзамена: 20 минут на основные вопросы теории, плюс еще 20 – на дополнительные, 30 минут на площадку, и максимум час на езду по городу.
Где сдавать
Сдать экзамен можно в любом удобном подразделении ГИБДД вне зависимости от места проживания. Экзаменационные площадки должны соответствовать тем же требованиям, что и площадки для обучения водителей в автошколах, но не во всех подразделениях ГИБДД такие есть, что особенно актуально для регионов, поясняет Лобарев. В таких случаях прием экзаменов организуется на площадках автошкол. «У нас много вопросов вызывает приказ Колокольцева на предмет координации автошкол и ГИБДД. По вертикали мы подчиняемся министерству образования, и в то же время зависим от ГИБДД. Если у них отсутствуют экзаменационные площадки, все это перекладывается на плечи автошкол», – объясняет председатель Гильдии автошкол.
Когда сдавать и пересдавать
Практический экзамен не обязательно сдавать сразу после теории. Время на подготовку к нему после сдачи теории увеличивается с трех до шести месяцев, в течение которых курсант может, например, взять дополнительные уроки вождения. Сергей Лобарев утверждает, что за дополнительными занятиями по вождению обращаются до 30% выпускников автошкол, которым стандартные программы не дают достаточных знаний и умений.
Пересдача любого из экзаменов разрешается не ранее, чем через неделю. Однако тем, кто не смог сдать какой-либо из тестов три раза подряд, очередную переэкзаменовку назначат не ранее, чем через 30 дней.
Как изменилась процедура получения медсправок
Весной 2016 г. Минздрав изменил процедуру проведения медицинского освидетельствования водителей и кандидатов в водители транспортных средств, а с 1 июля медики начали выдавать бланки нового образца. Срок действия новых медицинских справок сокращен до одного года.
Медосвидетельствование требуется проходить не только тем, кто впервые получает водительское удостоверение, но и тем, кто меняет права с истекшим сроком, получает их после лишения, либо открывает новую категорию. В списке врачей, которых нужно пройти для получения медсправки на категории А и В, остались терапевт, офтальмолог, психиатр и нарколог. Заключение хирурга, невролога и отоларинголога больше не требуется, как и прохождение электроэнцефалографии, стоимость которой доходила до 2000 рублей. Список врачей для прав категорий С, CE, D, DE, Tm, Tb и их подкатегорий остался прежним.
Тем не менее, врач-терапевт имеет право направить любого кандидата и к другим специалистам, если заподозрит у него соответствующие противопоказания. Психиатр может направить водителя на подробное психиатрическое освидетельствование, а нарколог – назначить дополнительный анализ мочи на содержание алкоголя или наркотиков. Отказ от дополнительных проверок не позволит получить медицинскую справку.