Для современного человека автомобиль перестал быть диковинкой, он занял свое место рядом с компьютером, домашним кинотеатром и смартфоном. Число обладателей собственных «железных коней» увеличивается лавинообразно. Так, например, в начале нулевых в России было зарегистрировано около 20 млн. ТС, а к концу десятилетия цифра перевалила за отметку в 34 млн. единиц. Результаты, конечно, впечатляющие. Но кого государство допускает к управлению автомобилем, действительно ли они способны, пройдя курсы вождения, самостоятельно принимать молниеносные решения в условиях городского стресса, бесконечных пробок и таких же, еще не накопивших свой багаж знаний, водителей? Давайте разберемся в «тонкостях» российского автообразования.

По актуальному образовательному стандарту курсанту необходимо посетить 130 часов теоретических занятий, затем 56 часов практики, из них 19 часов на спец. площадке (упражнения: змейка, параллельная парковка, въезд в бокс задним ходом, параллельная парковка, эстакада) и 37часов на улицах города. Далее следуют внутренние экзамены, после успешной сдачи которых экзаменующийся получает «путевку» в местное управление ГИБДД. Казалось бы, все предельно ясно, на выходе просто обязаны получиться первоклассные водители, но статистика ГАИ, данные опросов бывших курсантов и низкий уровень доверия к новичкам со стороны страховых компаний свидетельствуют об обратном. По данным агентства РБК, лишь 27% водителей довольны качеством преподавания в автошколах, недовольными остались 58% (!) опрошенных, им пришлось брать дополнительные занятия по вождению. Рассмотрим перечень жалоб в логическом порядке.

Теория

Ни для кого не секрет, что во многих автошколах сквозь пальцы смотрят на посещаемость теоретических занятий, да и как тут заметить, если в некоторых группах обучается до 40 человек при разумном лимите в 20 человек.

Следующий «прокол» - устаревшие методические материалы, нередко исписанные и потрепанные. Курсантам просто не нужно напрягать свои извилины, за них тест решило предыдущее поколение студентов. За дополнение и исправление полученных знаний в таких случаях берется автоинструктор по вождению.

Практика

Об этом разделе можно написать приличный трактат.

Во-первых, устаревший автомобильный парк. Обучаемый вынужден бороться не только с вполне естественным волнением, но и техникой, которой давно пора на покой. Особенно злоупотреблением ВАЗами пятой, седьмой и девятой моделями грешат провинциальные автошколы, в центре все гораздо лучше – их уже несколько лет как заменили Рено, Хёндэ и Форды.

Во-вторых, крайне слабое оснащение автодромов, в то время как правительство рисует нормы для них, организаторы обустраивают площадки старыми шинами и штакетниками.

В-третьих, автоинструктор по вождению – преподавательский состав может быть самым разношерстным, конечно, стоит признать, многое изменилось с нестабильных 90-х, но в некоторых учреждениях все еще можно встретить любителей покататься по своим делам (иногда курсанту это даже на пользу), злоупотреблять остановками, поговорить о темах, лишь отдаленно касающихся вождения, закончить занятие минут на 20 раньше, намекнуть об особой сложности сдать экзамен без «хрустящей» помощи и т.д.

В-четвертых, сдача внутреннего зачета. Обычно теория и автодром проходят в штатном режиме, сложности начинаются при езде в городе, где пассажирами являются сотрудники автошколы, которая заинтересована в продолжении обучения курсанта, итог в некоторых случаях вполне очевиден - дополнительные курсы вождения и материальные затраты.

Подводя черту под вышеизложенным, можно сказать, что большинство из сказанного – анахронизмы. Во всяком случае, для больших городов вроде Москвы и Санкт-Петербурга, где подобные факты молниеносно становятся достоянием общественности и конкурентов. Более всего риску остаться ненаученными подвергаются жители Н-сков, которых на карте Необъятной не одна тысяча, что подтверждает неутешительная статистика – около 15 000 ДТП происходят с участием неопытных водителей. Стоит ли говорить, как необходимы дополнительные занятия по вождению хотя бы для собственного спокойствия.


25 февраля 2016, 15:49 Александр Чернов
Регистрация