Как выбраться из тонущего автомобиля? В этом вопросе существует масса тонкостей и нюансов, не учитывая которые в этой самой воде можно остаться весьма надолго… навсегда...
Во-первых, если машина упала в водоем (не дай Бог, конечно) с набережной или моста, не покидаем автомобиль до момента его полного погружения в воду или, если мелко, пока колеса не встанут на дно. В противном случае ворвавшийся поток воды может стать вашим могильщиком. Когда стало ясно, что машина погружается, первое, что необходимо выполнить, — это закрыть окна, чтобы замедлить процесс погружения.
После этого хорошо бы включить фары, которые могут послужить сигналом для потенциальных спасателей и помочь впоследствии найти и поднять машину (электрооборудование обычно продолжает работать в течение некоторого времени).
Если мы ехали в одиночестве, стараемся опустить спинку сиденья, чтобы иметь больше пространства для движения. Далее, пользуясь моментом, пока машина погружается, нужно поискать подушки, свертки или какую-нибудь одежду, подложить все что найдется под себя, дабы подняться головой до потолка. Вместе с этим надо постараться успеть снять с себя все то, что может сковывать движение: пальто, тяжелую одежду, ботинки, шнурки и ремни — все это в сложившейся ситуации нам не понадобится.
И вот когда вода заполнила салон и превысила уровень двери, то есть принцип выравнивания давления выполнен, нужно смело открывать дверь. Этот путь предпочтителен, если машина осталась целой. В противном случае открывается окно, высовывается рука и упирается в крышу, лицо при этом обращено внутрь, и далее головой вперед мы выбираемся из машины.
В случае же, если и окна не открываются, придется разбить стекло. Обычно предпочтение отдается лобовому или заднему, которые больше других. Это, однако, зависит от положения, в котором находится машина после погружения и которое почти никогда не бывает горизонтальным.
Для того чтобы разбить стекло, необходимо выждать до последнего, далее бить тупым предметом, причем не в центр, а в угол стекла, где сопротивление меньше. Для этой цели может послужить, например, огнетушитель, который всегда должен быть в салоне, а иногда достаточно надавить ногами и выдавить стекло из резиновых прокладок, даже не разбив его.
И главное — как и в любой кризисной ситуации, самое важное здесь — самообладание, ведь запаниковав, мы сами для себя начинаем представлять опасность.